"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

035. Вопрос: "Чем заповедь о молитве отличается от других заповедей Христовых?"

  "1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
  2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
  3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
  4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
  5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
  6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
  7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.
  8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
  (1 Тим. 2)"
  "32 И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся
  (Иоил. 2)"





 

  "Занимайся тщательнее либо молитвою, либо чтением — и будешь то сам с Богом беседовать, то Бог с тобою. (Свщмч. Киприан Карфагенский)"
   "Всячески старайся понуждать себя в молитве, чтобы Господь даровал тебе простосердечие и незлобие и избавил от противоположных страстей. (Авва Исаия)" 
   "Есть один старинный способ «оживления камней». Это молитва за другого. Нет такого холодного сердца, которое бы хотя бы чуть-чуть не оттаяло, когда молишься за ближнего. (Игум. Савва (Мажуко))"
  "Молитва есть пища души. Не морите же души ваши голодом, лучше пусть тело голодает. (Прп. Иосиф Оптинский)"  
  "Удивительное дело! Как только человек начнет молиться за кого-нибудь, тотчас же этот человек станет уже не «чужим» ему. Опыт всякому из нас показывает это. Стоит лишь начать упоминать, хотя бы только упоминать умом и языком, имя человека, как он начинает нам быть уже близким. Больше того: если мы хотим выбросить из сердца своего яд злобы к «врагу» нашему, то нужно молиться за него. И почти в то же самое время, и уже во всяком случае скоро, мы увидим, как вражда исчезает. А если больше молиться, то не только сам почувствуешь мир ко «врагу», но и тот переменится к тебе. Господь сотворит чудо любви. (Митр. Вениамин (Федченков))"
  "Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы – это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь “в плоскости”, без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы состоит в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. (Митр. Антоний Сурожский)"
  "Будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Ужасно было бы без молитвы! Блажен, кто сумел найти ее. Ищи и ты. Без искания и труда ничего не приобретешь. (Игум. Никон (Воробьев))" 
  "Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нем, то, хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасает и того, кто молится о нем с сокрушением сердца. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Ничего нет сильнее по действию молитвы и к благоугождению Богу нет ничего полезнее, чем молитва. Что мы без молитвы говорим или делаем - то бывает впоследствии или погрешительно, или вредно и обличает нас через дела неведомым для нас образом. (Прп. Марк Подвижник)"
  "Молитвенный псалом да будет в устах твоих, ибо произнесение Божия имени обращает в бегство демонов. Мать всех добродетелей — молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся. (Прп. Нил Синайский)" 
  "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! (Св. благ. вел. князь Александр Невский)"    "Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. (Свт. Василий Великий)"
  "Молитва — это обоюдоострый меч, разрубающий отчаяние, опасность, скорбь и тому подобное. Молитва — это противоядие от всех болезней души и тела. (Архим. Ефрем, Афон)"
  "Как железо, соприкасаясь с огнем, делается неприкосновенным, так и частые молитвы укрепляют ум на борьбу с врагом. Поэтому бесы и стараются всеми силами ослабить наше стремление к молитве, зная, что молитва побеждает их. (Прп. Иоанн Карпафский)"
  "Не хотеть молиться — значит, не хотеть быть с Богом. (Блж. Августин)"
  "Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чём мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без неё человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Молитва — причащение жизни. Оставление её приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
  "Без деятельной умной молитвы никто не может избежать действия страстей и приятия лукавых помыслов, за которые будут истязаны в час смерти и дадут ответ на Страшном Суде. (Прп. Паисий (Величковский))"

  "Как привлекается Божия помощь и содействие нам? Основа и условие сего есть смирение, как сказано: «Бог смиренным дает благодать».
Но как она стяжается и каким путем нужно идти, святые отцы учат нас в своих творениях. Идя путем Умной Молитвы приходили Отцы к молитве непарительной и чистой. От них рождались теплота сердечная, благодатная, ибо сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». И сия теплота поядала своим действием и злокозненность бесов и страсти наши. Такую именно последовательность и описывают Каллист и Игнатий Ксанфопулы.
  Отсюда видно, что путь Умной Молитвы Иисусовой наиболее надежный и сильный при помощи Божией. А то, чтобы просто сцепиться со страстью и вываливаться с нею в пыли: кто кого преодолеет, - весьма ненадежно. Мы утомляемся и изнемогаем, а страсти - нет. Но когда их попаляет Сам Господь Своею благодатию, тогда уже и исчезают от Лица Его.
  Что сказал Авва Филимон брату, начавшему путь Умной Молитвы, то вполне он говорит и тебе: «Теперь узнал уже ты путь безмолвия и умного делания и вкусил происходящей от того сладости. Имей же сие всегда в сердце своем, – ешь ли, пьешь ли, беседуешь ли с кем, в пути ли находишься, или в келье сидишь, не преставай трезвенной мыслью и неблуждающим умом молиться такой молитвою».
  В который час не думаете придёт Сын Человеческий. Посему пребывая в молитве сердечной Иисусовой, будем стараться не иметь ни мыслей посторонних и не думать ни о чём. Ибо как можно нечувственно умом узреть Господа тому, кто мыслит что-либо помимо Его?
  Иногда случается, что человек совершает молитву, ради самой молитвы, забывая, что это только средство собеседования с Богом и духовное оружие на невидимых супостатов.
  Один монах пустынник поведал мне о себе, что, когда он достиг с помощью Божией - молитвы сердечной самодвижной, то неприметно для себя стал услаждаться самой молитвой и потерял память Божию. И вот в нём внезапно прекратилась молитва, а вместо неё нашли на «землю» иноплеменники, то есть помыслы и страсти. Причём Господь не подавал ему помощи, поэтому, когда он закрывал одни двери душевные, то помыслы и страсти входили в другие, закрывал те двери - входили в окно.
 В это трудно поверить, но он не мог совершить ни одной Иисусовой молитвы со вниманием, но прежде, чем он её произносил, она рассыпалась, как песочный дом. В этом состоянии он пробыл два дня и две ночи. И вот, когда он по какой-то надобности шёл по пустынной тропе унылый, он внезапно ощутил в себе посещение Божией благодати, в ум пришёл мир, помыслы удалились, в сердце ниспала тишина, собравшая воедино расточенные чувства, но странным образом молитвы не было, душа веселилась перед Богом, но без молитвы. И услышал он тогда в сердце некий глас тонкий: «Уповай не на молитву, а на Бога, дающего и молитву». После этих слов внезапно начала в сердце совершаться молитва, из глаз брызнули слезы.
  В учении Святых Отцов прослеживается мысль, что Христос Сам действует в Своих заповедях через них освящая и соединяя нас с Собою. Это и есть цель заповедей Божиих и их назначение. Исполнять заповеди ради самих заповедей - значит не видеть цели и не понимать их смысл. Потому Христос и сказал своим ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
  Есть такое состояние, когда человек живёт и творит дела правды, совершает добродетели, и успокаивается на том. А успокаиваться рано или не от чего, так как наш истинный покой – в Боге. А добродетели и дела правды – это только путь или средства, приводящие нас к Богу. Вот были такие люди, которые считали себя достаточными, а услышали от Слова Жизни: «Живота не имате в себе». Будем искать Христа и истинного Его вселения в нас, ибо мы должны быть во Христе, а Он – в нас со Духом Святым и со Отцем. Страшно помыслить соединиться с Сыном. Ужас от недостоинства нашего стать причастниками Святаго Духа! И теряется мысль от изумления стать обителью Отца. По слову Спасителя «И обитель у него сотворим».
  Крайне полезна молитва, творимая ночью по причине безмолвия и тишины, благодаря которым, легче собрать мысли и чувства свои. Кроме того, молитва ночная установлена Самим Господом, сказавшим: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь». А сказав о вопиянии сердечном, показал, что молитву нужно творить с усердием в бодрствовании. И дальше глаголет таковым: «что подаст им защиту вскоре». Защиту от стужающих страстей и греха, и козней демонских.
  Как говорит Авва Исаак Сирин: "Чистой молитвы никак не могли сподобиться многие. Хотя они учились у таковых Отцов, из уст их познали истину, и в сих и подобных сим изысканиях провели жизнь свою". Что же делать нам - не ведающим? Господь говорит: "Ишите и обрящете". Так как умная молитва имеет свои ступени, будем начинать с первых доступных нам и учиться у Св. Отцов.  
  Часто на ум, желающий чисто молиться, находит брань мысленная и воображение лиц и предметов, виденных прежде. Некий брат поведал мне о себе следующее, что когда пред дверями его ума предстают впечатления лиц, мужеского пола или женского, то он говорит себе в уме: "Сии люди уже покаялись и угодили Богу, один ты остался нераскаянным, сотвори же и ты о себе молитву." И ум, заключившись в клеть сердечную, прилежно совершает молитву: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго." И так творит, сколько бы не представлялось ему лиц, внутрь же не попуская им войти. И так вместо вреда приносят они пользу и напоминают о молитве.
  Довелось мне видеть подвижника, ревностного во внешнем делании. Суточный круг, каноны, акафисты были непреложны - ничего не пропускал. Но стало с возрастом катастрофически падать его зрение. Он уже не мог вычитывать всего. И чем дальше - тем хуже. И впал он в сильное смущение. К внутренней умной молитве он не приготовил себя за всю свою жизнь, так как если и совершал устную молитву по чёткам, то к ней относился как к дополнению к правилу - как к части правила. Поэтому он её совсем не понимал. Ни силы, ни сути, ни назначения умного делания он не познал. Плодом всего было смущение и расстройство душевное.
  Делателя же молитвы внутренней умно-сердечной не страшат ни убыток здоровья, ни потеря зрения телесного. И даже если его поместить в такое место, где не будет ни людей, ни книг - он всё своё имеет с собой. Ибо внутри сердца имеет Христа. А с Ним имеет всё и не нуждается ни в чём.
  Бывает состояние покоя ума, когда восприятие смысла окружающего мира, Премудрости Божией, природы, происходит без процесса мышления, а с помощью некоего откровения. Как о сем сказал Господь: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы". Он не сказал "помыслите о птицах", но сказал "воззрите", предложил нам нечто более возвышенное. Так случается, когда ум, пребывая в молитве, "духовными очами" зрит окружающий мир и постигает его суть."


 
"Что такое молитва? Свобода и упразднение ума от всего здешнего, сердце, совершенно обратившее взор свой к вожделению уповаемого в будущем. А кто далек от сего, тот на ниве своей сеет смешанное семя и подобен впрягающему в ярмо вместе вола и осла. Любовь - есть плод молитвы.
(Прп. Исаак Сирин)"
 
 
 
  "Ничего нет равного молитве. Она и невозможное делает возможным, трудное лёгким, неудобное удобным. Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя. Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествовать ли где или проводишь время в сообществе друзей, — везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу. Нет, подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей.
  Не столько блистает царь, одетый в багряницу, сколько молящийся, украшенный беседой с Богом, как тот, кто в присутствии войска, военачальников, вельмож и многих градоначальников, приблизившись к царю и вступив наедине в беседу с ним, обращает на себя взоры всех и удостаивается уважения, так точно бывает и с молящимися. Ибо представь, сколь великое дело — в присутствии ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и всех прочих сил простому человеку приступить с великим дерзновением и беседовать с Царем этих сил; с какою может это сравниться честью? Ничто так не способствует к успеху в добродетели, как частая беседа с Богом. Ты - Храм Божий, не ищи места для молитвы, нужно только душевное расположение; молись в умывальнице, в дороге, в постели, и где бы ты ни был - молись.
  Иеремия молился в яме, Даниил - во рве львином, три отрока - в пещи, разбойник - на кресте, Иов - на гноище, Моисей - у моря, Иона - во чреве китовом; и Бог внимал им. Если блаженный Давид, царь и пророк, хотя был отягощен многочисленными делами, и облечен в порфиру и диадему, говорил, однако же, о себе: полунощи востах исповедатися тебе на судьбы правды твоея, то, что скажем мы, которые, хотя и проводим частную и свободную от дел жизнь, однако же, не делаем и того, что он делал? Так как днем у него было множество забот, дел и беспокойств, и он не находил времени, удобного для молитвы, то время покоя, которое другие проводят во сне, возлежа на мягких постелях и ворочаясь туда и сюда, он - царь, связанный такими заботами, употреблял на (молитву), беседовал наедине с Богом, и вознося искренние и усердные моления, получал то, чего желал. При содействии этих молитв он счастливо вел войны, воздвигал трофеи, одерживал победу за победою, потому что у него было непобедимое оружие - сила вышняя, которая может выдержать борьбу не только с людьми, но и с демонскими полчищами.
  Итак, ему-то будем подражать и мы, частные люди царю, ведущие жизнь легкую и спокойную тому, кто, облеченный порфирою и венцом, превзошел монахов в (строгой) жизни. Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов , но душевной теплоты и усердия. Если он в таком расположении изречет пред Ним благоугодное Ему, то отойдет от Него, все получив. Видишь, какое удобство? У людей бывает так, что приступая к кому-либо с прошением, нужно подобрать и особые слова; а здесь ничего такого не нужно; но имей ты трезвенный ум, и ничто не помешает тебе быть близ Бога. Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча, так что если мы далеки от Него, то причиною этому мы сами, а Он всегда близ есть. Но что я говорю, что здесь не нужно заботиться об искусстве в слове?
  Часто не нужно бывает и голоса, ибо, если и в сердце своем изречешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя. Так Он услышал Моисея, так услышал Анну. Всегда нужно помнить, что должно не просто только молиться, но молиться так, чтобы быть услышану, ибо одна молитва недостаточна для получения желаемого, если мы не будем воссылать ее так, как угодно Богу . И фарисей молился, но не получил пользы, и иудеи молились, но Бог отвратился от молений их, потому что молились не так, как должно молиться. Что же нужно? Нужны слезы, рыдания, воздыхание, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божьего. Скажу вообще: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего, Бога — недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и с своей стороны.
  Таким образом многие были услышаны: Корнилий был услышан за (благочестивую) жизнь; сирофиникианка — за неотступность в молитве; Соломон — за достойный предмет прошения; мытарь — за смирение, другие — за другое. Не услышаны бываем — когда произносим бесполезное, — также когда, молясь, не оставляем — грехов своих, — и еще когда просим отмщения врагам. Великое есть благо молитва, если с должным благонастроением творится и если мы научим себя, и когда получаем просимое и когда не получаем его, благодарить Бога. Ибо Он и когда дает, и когда не дает, то и другое творит во благо нам, так что и когда получишь просимое, ты, очевидно, получил его, и когда не получишь,- получил, потому что не получил, наверно, неполезного тебе - не получить же неполезное есть сподобиться полезного. 
  Итак, получишь ли ты или не получишь просимого, благодари Бога, веруя, что если б почасту не было для нас благотворнее не получить того, чего просим, то Бог всегда бы подавал нам просимое. Итак, мы сами бываем виновниками собственной своей погибели, потому что не приступаем к Богу, не молимся Ему, не призываем Его подобающим образом. А если и приступаем, то делаем это так, как бы не думали получить, - не с подобающей верой все делаем, не с усильным молением, а нерадиво и беспечно. Между тем Бог хочет, чтобы мы Его просили, и если ты просишь, являет тебе великую милость. Это единственный Должник, Который, когда мы просим Его, оказывает нам милость и дает то, чего мы не давали Ему в заём. И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности - от авт.), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? Великие блага происходят от двух добродетелей : от молитвы и поста .
  Ибо тот, кто молится, как должно, и притом постится, не многого требует; а кто требует не многого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые пожелания, умилостивляет Бога, и смиряет надменный свой дух. Посему-то апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Ибо таковый не дремлет, не говорит много, не зевает, и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает; но он быстрее огня и выше земли, потому-то таковый особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека искренно молящегося. Молитва - священный посланник; она веселит сердце, успокаивает душу, возбуждает страх наказания и желание Небесного Царства; учит смиренномудрию, приносит познание греха.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 

"Сказать: Отче наш, – имеют право одни те, которые по чудном рождении в Божественном Крещении, по новому и необычайному закону чревоношения, показывают в себе, что они истинные сыны. И сказать: да святится имя Твое, – те, которые не делают ничего, достойного осуждения. И это: да приидет царствие Твое, – те, которые избегают всего, что доставляет удовольствие мучителю. И это: да будет воля Твоя, – те, которые показывают это своими поступками. И это: хлеб наш насущный даждь нам днесь, – те, которые отказываются от роскоши и от расточительности. И это: остави нам долги наша, – те, которые прощают прегрешившим пред ними. И это: не введи нас во искушение, – те, которые ни себя самих, ни других не ввергают в него.
И это: избави нас от лукаваго, – те, которые ведут непримиримую брань с сатаной. И это: яко Твое есть царство, и сила, и слава, – те, которые трепещут словес Божиих и показывают их в самых делах. Ибо познание молитвы в такой же мере бывает успешно, в какой преуспевают нрав и жизнь молящегося.
(Прп. Исидор Пелусиот)"
 
 

  "Не по телесному навыку, не по привычке вопиять, молчать, преклонять колена должно нам молиться, но трезво, внимая умом ожидать, когда Бог придет и посетит душу на всех исходах и стезях ее и во всех чувствах. Таким образом, иногда надобно молчать, иногда же надобно взывать и молиться с воплем, только бы ум утвержден был в Боге. Ибо как тело, когда что-нибудь работает, прилежа к делу, всецело бывает занято и все члены его один другому помогают, так и душа всецело да посвятит себя молитве и любви Господней, не развлекаясь и не кружась в помыслах, но все чаяние возложив на Христа. И в таком случае Господь Сам просветит её, научая истинному прошению, подавая молитву чистую, духовную, достойную Бога и поклонение духом и истиною. 
  Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг – прилежное пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели. Отсюда в сподобившихся происходит общение в Божьей святости, в духовной действенности, и союз умного расположения как бы в неизреченной любви к Господу. Ибо кто ежедневно принуждает себя пребывать в молитве, тот духовной любовью к Богу воспламеняется к божественной приверженности и пламенному желанию, и приемлет благодать духовного освящающего совершенства. Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди. И сему свидетель сам Господь. Ибо когда пришел в дом Марфы и Марии, и Марфа занята была служением, а Мария сидела у ног Его, и наслаждалась сладостию Божественных уст Его, сестра же порицала ее, что не помогает ей, и потому приступила с жалобою ко Христу: тогда, отдав преимущество главнейшему пред второстепенным, Господь сказал; Марфо, Марфо печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея.
  Сие же Он сказал, как заметили уже мы, не дело служения осуждая, но отдавая, без сомнения, преимущество большему пред меньшим. Иначе, допустил ли бы Он сие служение? Почему и Сам оказывается исполнителем сего, умыв ноги ученикам? Но Господь столько далек от намерения воспрещать служение, что и ученикам повелевает таким же образом поступать друг с другом. А можешь также видеть, что и сами Апостолы, которые сначала совершали служение при трапезах, предпочли сему высшее дело, разумею молитву и служение слову. Ибо сказали: несправедливо нам, оставльшим слово Божие, служити трапезам. Но помолившись, мужи исполнены Духа Святаго поставим над службою сею: мы же в служении слова пребудем и в молитве. Видишь, как первое предпочли второму, хотя знали, что то и другое суть отрасли одного доброго корня.
(Прп. Макарий Великий)"
 


  
 "Молитва духовная творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа, и затем, предав всего себя Господу, с верою и упованием воодушевляясь, обращать к Нему молитву просто, по-детски.
  Не забудьте, что сила молитвы - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно.
  Внутренний достодолжный строй есть – при молитве Иисусовой ходить в присутствии Божием, возгревать чувства благоговения и страха Божия, ни в чем себе не поблажать, всегда и во всем слушать свою совесть и блюсти ее незапятнанной и мирной, и всю жизнь свою – и внутреннюю и внешнюю, - предать в руки Божии.
  Умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему. Положи холодную вещь на солнце, она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который есть умное солнце.
  Всякий раз, когда приступаете к молитве, восстанавливайте в себе страх Божий и сокрушение и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам.
  Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя. Если так, то об этом теперь и заботу всю надо иметь. Молитва и есть прямой к сему путь.
  Коль скоро упованием мало-мало уклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь.
  Извольте всячески беречься рассеянности и паче пленения сердца. Средство одно – не отступать вниманием от Господа и от сознания присутствия Его.
  Спаситель заповедал – войти в клеть свою и молиться там Богу Отцу своему втайне. Клеть эта … означает сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно в сердце умом молиться Богу.
  От чего грустно после долгого с кем-либо разговора? От того, что во время разговора вы отходите вниманием от Господа.
  Без дела не должно быть ни минуты. Но есть дела видимо совершаемые, а есть дела – мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела… Первое из них есть память Божия неотходная с умно-сердечной молитвой.
  Не забывайте главного – того, чтобы вниманием и умом сочетаться с сердцем и неисходно быть там пред лицем Господа. Все молитвенные труды на это должны быть направлены. Молите Господа, чтобы Он даровал вам это благо. Это – сокровище, сокрытое на селе; это – бисер многоценный.
  Не вступая в словесную прю со страстным помыслом, прямо обратимся ко Господу со страхом, благоговением, упованием и преданностью Его вседействию, то этим самым страстное уже отстраняется от очей ума, взирающего на Господа.
  Внимай себе и старайся не выходить из сердца, ибо там Господь. Ищи сего и трудись над сим. Найдешь и увидишь, как это драгоценно.
  Учись умной молитве сердечной, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу, как учат св. отцы (в Добротолюбии).
  Страх Божий и болезнование, или сердце сокрушенно и смиренно, суть главные черты настоящей внутренней молитвы и проба всякой молитвы, по коим надо судить, должным ли порядком идет наша молитва или не должным.
  Больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадение, ходя всегда в присутствии Божием.
  Чтобы мысли не блуждали, надо возыметь такое чувство, чтобы быть неисходно в сердце с Богом.., и сторонним помыслам места не будет».
  Я писал вам: навыкайте памятовать всегда о Господе и ходить пред лицем Его.
  Топите без перерыва свою внутреннюю печку краткой молитовкой – и берегите чувства, чтобы чрез них не уходила теплота.
  Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве, и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом.
  Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой. Суть дела - сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовью.
  Плод молитвы – главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение.
  Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она – начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спеется. Развивать ее надобно, не жалея труда. Бог, видя труд, дает искомое.
  В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть. Она соберет вас, даст ощутить силу в Господе и сделает, что вы неотступно с ним будете.
  Молитва выше чтения. Потому оставлять молитву ради чтения незаконно.
  Если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней».
  Внимание к себе в сердце с молитвой ко Господу расстраивает все вражеские козни.
  Один Господь есть победитель всех наших немощей, а восприять Его силу можно только молитвою. Она есть источник всего и всякаго преуспеяния. Ею испрашивается и приобретается и хождение пред Господом. Действие сие очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоят пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума, — в этом все. Совесть чистая пред Господом и людьми есть условие к тому. И внешний порядок жизни надобно приспособить, чтоб не было развлечений. В церковь Божию ходить; читать писания отцев о внимании и трезвении; бегать покоя телеснаго; утрудить немного плоть, но Господа ради. 
  Паче же всего Господа молить, чтоб даровал сию силу. С навыком ходить пред Богом, начнется перечистка сердца, чувств, желаний, помышлений, а до того времени в душе великая сумятица... Бывала ли у вас молитва теплая, при коей все убегало из внимания, а оставался только Господь и вопль к Нему из сердца? Если бывала, то это состояние есть непрестанное состояние ходящих пред Богом. Понемногу и степенями доходят и степеням тем конца нет; но доходят ревнующие о преуспеянии духовном. Только с ревностию взяться надобно. Трудитесь и не ослабевайте; а в суету, что пользы пускаться! Одною рукою строить, а другою разорять, что пользы? Один труд, — и не в прок. Если в молитве не будете преуспевать, то не будет успеха и ни в чём другом. Ибо молитва - корень всего. Господь, да вразумит вас, молитесь! 
(Свт. Феофан Затворник)"
 

 
 
"Молитва - крепость телу, благоденствие дому, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира.
(Прп. Ефрем Сирин)"
 


  
  "Хотя и на себя ненадеяние и упование на Бога, и пребывание в подвигах крайне необходимы в духовной нашей брани, как показано доселе, но необходимее всех их молитва, сие четвертое оружие в сей брани, как сказали мы в начале, потому что ею стяжеваются и полную силу восприемлют и те первые три орудия, как и всякое другое благо. Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией; в брани же духовной ею ты влагаешь бранный меч свой в десницу Божию, да поборает Он за тебя врагов твоих и побеждает их. Но чтоб молитва в деле сем проявляла в тебе всю свою силу, надобно, чтоб она оставалась в тебе непрестанно, как естественное какое отправление твоего духа, и была ограждаема и воодушевляема следующими расположениями:
  Надлежит тебе всегда иметь живое стремление всяким делом служить единому Богу, и служить так, как сие благоугодно Ему. В оживление же и поддержание такого стремления убедись и неотступно держи в мысли, что Господу и по предивным Его свойствам - благости, величию, премудрости и другим бесчисленным и безмерным совершенствам, должны быть всякою разумною тварью воздаваемы поклонение, честь и служение. Но когда приложишь к сему неотходное памятование, что Он Сам неописанно благотворно послужил тебе воплощенным Своим домостроительством, искупил тебя и снял с тебя великую клятву, уврачевал и исцелил язвы твои, ядом греха тебе причиненные, не вином и елеем, и не пластырями какими, но бесценною Кровью, истекшею из пресвятых ребер Его и пречистой плоти, истерзанных бичами, тернием и гвоздьми,- то можешь ли удержаться, чтоб каждое мгновение всеусердно не посвящать на служение Ему единому и словом, и делом, и мыслью? К тому же и того не должен ты забывать, сколь для нас самих благотворно такое служение, так как оно делает нас господами над самими собой, победителями диавола и сынами Божиими.
  Надлежит тебе иметь живую и теплую веру, что Бог, по великой милости Своей и по множеству щедрот Своих, Сам желает и готов подать тебе все, потребное для твоего Ему достодолжного служения, и всякое благо, потребное для тебя. Такая вера и такое упование будут в тебе сосудом, который беспредельное милосердие Божие и наполнит сокровищами Своих благодатей. И чем обширнее и вместительнее будет у тебя сосуд сей, тем с обильнейшими дарами будет всякий раз возвращаться в недро твое молитва твоя. 
  Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной, как в самом прошении, так и в получении просимого, именно - чтоб и движим был ты на молитву, потому что того хочет Бог, и услышан быть желал, опять как Он того хочет. Одним словом, да будет у тебя в уме и сердце то, чтоб всецело объединять свою волю с волею Божиею и ей во всем подчиняться и отнюдь не желать волю Божию преклонять на свою волю.
  И это почему? Потому что воля твоя всегда срастворена с самолюбием, очень часто погрешает и не знает того, чего следует желать. Воля же Господня всегда блага, премудра, всеправедна, благотворна и никогда погрешить не может. Посему, как она есть неотложный закон для всего сущего и бывающего, так должна быть правилом для воли всех разумных тварей и царицею желаний их, которой они должны покорно во всем последовать.
  Надлежит тебе приступать к молитве также украшенным делами, сообразными с прошением твоим, и после молитвы трудиться наипаче над тем, чтобы сделаться достойным вместилищем благодати и добродетели, тобою просимой. Труд молитвенный, таким образом, должен быть сопровождаем подвигом самопринуждения и напряжения себя на то, о чем просим, потому что здесь, в порядках духовной жизни, прошение и искание собственное следуют одно за другим друг-друго-принимательно.
  Если же кто в молитве будет молиться Богу о какой-либо добродетели, а сам между тем предается нерадению, никаких на стяжание сей добродетели определенных средств не приемля и никаких для того дел не делая, и подвигов не подъемля, то поистине такой паче искушает Бога, а не молится. Почему божественный Иаков и сказал, что много бо может молитва праведнаго поспешествуема. Споспешествованием здесь бывает и то, когда кто, прося праведного помолиться о чем для себя, и сам о том молится, и то, когда кто, молясь о чем Богу, и сам всеусердно делает все, потребное для стяжания просимого, как разумеет св. Максим.
  В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего. Последуя сему, можешь ты примерно так молиться:
  "Господи, Боже мой! Хвалю и песнословлю неизреченную славу Твою и Твое безмерное величие - благодарю Тебя, что, по единой благости Твоей дав мне бытие и сподобив меня быть причастником спасительных благ воплощенного домостроительства Твоего, неоднократно избавлял Ты меня, неведомо даже для меня самого, от угрожавших мне бед и от руки невидимых врагов моих,- исповедуюсь Тебе, что неисчетное число раз попирал я совесть свою и бесстрашно нарушал святые заповеди Твои, являясь неблагодарным к стольким и толиким благодеяниям Твоим. Но, Боже мой многомилостивый, да не победит благости Твоей сия неблагодарность моя, презри грехи мои и непотребства, воззри же на слезы сокрушения моего и по множеству щедрот Твоих помоги мне и ныне, подай благопотребное для спасения моего и жизнь мою всю направи на благоугождение Тебе, да славится и мною, недостойным, всесвятое имя Твое".
  При сем последнем слове можешь ты исчислять поименно все настоящие твои потребности духовные, душевные и телесные, и если в это время упражняешься в какой особой добродетели, то помяни и ее и молись, да поможет тебе Бог преуспеть в ней в совершенстве: если бываешь возмущаем движениями какой-либо страсти, молись о помощи не поддаться ей и прогнать ее; если же терпишь какую напраслину и обиду или какой ни есть ущерб и беду, не забывай благодарить за то Бога, потому что и это, бывая по воле Божией, всегда благой, посещает тебя во благо тебе.
  Чтоб молитва твоя возымела силу пред Богом и привлекла к тебе Его благоволение, окрыляй ее и благоукрашай несомненною верой не только в безмерность Божией щедродательности и в непреложность обетования Его услышивать нас.
  Предлагай также во услышание тебя ходатайство Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, день и ночь о нас молящейся, и предстательство всех святых - Архангелов и Ангелов, апостолов и пророков, пастырей и учителей, мучеников и мучениц, преподобных отцов и матерей и всякого рода благоугождением благоугодивших Богу, Ангела твоего хранителя и святого, имя которого ты носишь и которому посвящена церковь, в коей ты крещен и всегда молишься. Предпосылая своей молитве сии ходатайства, ты смирение свое предпошлешь, которого ничего нет благоприятнее Богу, ни на кого так милостиво не взирающему, как на кроткаго и смиреннаго. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
  Надлежит тебе совершать свои молитвы всегда с прилежанием неутомимым, как заповедует апостол, говоря: в молитве терпите, бодрствующе в ней. Ибо смиренное терпение, неутомимость и неотступность в молении побеждает непобедимого Бога и на милость Его преклоняет. Посему, когда умоляешь о чем Бога и Он медлит услышать тебя, ты все продолжай молиться, держа в сердце твердое и живое упование на помощь Его.
  Ибо за Ним никогда не остается усердная молитва и на нее всегда готовы от Него излиться богатые милости, превышающие самое чаяние молящихся, если к тому нет нравственных препятствий с их стороны и если они не находятся в таком состоянии, что для них лучше, чтоб неисполненным осталось прошение их,- в каковом случае Он вместо просимого посылает иное какое благо, благопотребное для них, ведомо ли для них или неведомо.
  В сем разуме справедливо иметь убеждение, что молитва никогда не бывает неуслышанною, а бывает только то, что посылаемое вследствие ее есть не то, о чем просят, не зная, что то неполезно для них и что оно невидимым оставляется потому, что увидеть то не безвредно для получающих. Будь же всегда терпелив в молитве и уверен будь, что молитва никогда не остается бесплодною. Если не получаешь просимого, верь, что получаешь или получишь иное вместо его благо; и если не видишь и не увидишь сего, не пытай, почему это, а лучше вместо того обратись к своему недостоинству и наполни душу твою помышлениями и чувствами смирения.
  Слушай, что говорит св. Златоуст: "Великое есть благо молитва, если с должным благонастроением творится и если мы научим себя, и когда получаем просимое и когда не получаем его, благодарить Бога. Ибо Он и когда дает, и когда не дает, то и другое творит во благо нам, так что и когда получишь просимое, ты, очевидно, получил его, и когда не получишь,- получил, потому что не получил, наверно, неполезного тебе - не получить же неполезное есть сподобиться полезного. Итак, получишь ли ты или не получишь просимого, благодари Бога, веруя, что если б почасту не было для нас благотворнее не получить того, чего просим, то Бог всегда бы подавал нам просимое.
  Хотя на себя ненадеяние, упование на Бога и пребывание в подвигах крайне необходимы в духовной нашей брани, но необходимее всех их молитва, потому что ею стяжеваются и полную силу восприемлют и те первые три орудия (на себя ненадеяние, упование на Бога и пребывание в подвигах), как и всякое другое благо. Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией. В брани духовной ею ты влагаешь бранный меч свой в десницу Божию, да поборает Он за тебя врагов твоих и побеждает их.
  Итак, самое совершенное и великое дело, которого может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 
  
 
"Молитва спасает нашу душу и помогает нам всегда во всей жизни нашей. 
Если не будет молитвы и жизни во Христе, то бытие начнёт свёртываться. Оно и так свёртывается. Коммунизм посеял безбожную заразу. Людей верующих почти не стало. И жизнь в России умаляется. Раньше у нас были тысячи монастырей, люди молились, жили благочестиво. Каждое доброе дело, тем паче молитва, имеет не только индивидуальное – для тебя – и социальное, но космическое значение. Молитва не только монаха или старца, но каждого человека. Какая-нибудь старушка может быть совсем незаметной, но она настолько близка к Богу и молитва у неё такая живая и крепкая, что Господь милует, животворит мир.
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"
 
 
 









 
 
 
  Ответ: "В материалах нашего сайта мы довольно подробно пытались ответить на этот вопрос... 
  Поэтому сейчас мы скажем только несколько слов на эту тему...
  Все заповеди Христовы без всякого исключения, предназначены для того, чтобы смирившись, христианин разлюбил удовольствие и полюбил Господа Иисуса Христа...
  Как внутри человека, так и вне него существует множество всевозможных предметов, употребляя которые безрассудно, человек испытывает ощущение, которое и называется удовольствием неправильным (нижеестественным)...
  Каждый предмет в отдельности способен приносить человеку и особый род удовольствия...
  Каждая заповедь Христова позволяет при рассудительном ее исполнении воздерживаться от употребления какого-то отдельного предмета (как материального, так и мысленного) как источника  особого, свойственного только ему вида удовольствия...
  Воздержание же от того или иного рода удовольствия позволяет человеку не только приобрести независимость ("свободу") от него, но и вовсе разлюбить его...
  И только разлюбив все виды удовольствия через исполнение всех заповедей Христовых, человек и способен полюбить Христа всем же сердцем...
  Итак, любая Христова заповедь - суть средство разлюбить как удовольствие вообще, так и от какого-либо конкретного предмета, в частности и - полюбить Христа...
  В этом общность всех заповедей (и заповеди о молитве в том числе)...
  Среди всех заповедей Христовых есть и еще одна заповедь, которая имеет нечто общее с молитвой...
  Это заповедь о самоукорении (самоосуждении)...
  Только молитва и самоукорение относятся к заповедям, которые должны исполняться христианином непрестанно...
  Есть еще (вроде бы непрестанные) заповеди "всегда радуйтесь, за все благодарите"...
  Но эти слова св. ап. Павла нельзя понимать буквально, т. к. чувства радости и благодарности не всегда зависят от воли самого человека (напр., при унынии или пленении), но могут подаваться ему только сверхъестественным способом (по благодати Христовой)...
  Радость и благодарность христианина - эмоции, к которым он должен всегда и везде стремиться и каяться (самоукоряться) либо в их отсутствии, либо в их недостаточной силе...
  Ну а теперь же можно обозначить и разницу между заповедью о молитве и другими повелениями Иисусовыми...
  Ни одна заповедь Христова не может соединить человека с Иисусом...
  Только молитва может соединить с Христом человека...
  Все заповеди Иисусовы только приближают человека ко Христу через умаление его сластолюбия, гордости, своеволия, злолюбия и рождающей их ненависти (зла)...
  Ибо все Христовы заповеди призваны развивать молитвенную способность христианина, смиряя его и помогая ему устремить к Иисусу свое внимание...
  И молитва же способствует исполнению всех других заповедей Иисусовых... 
  Но молитва не только приближает человека ко Христу, но и соединяет его с Иисусом...
  Можно сказать и иначе - все заповеди Христовы соединяют человека только с добром, а молитва соединяет человека не только с добром, но и с его Источником - Христом (Добром Абсолютным)...
  В этом и заключается главное отличие молитвы от всех других заповедей Христовых...
  Но есть и еще одно отличие молитвы от всех других заповедей Иисусовых...      
  Если все остальные заповеди Христовы являются конкретными средствами против того или иного конкретного порока, то молитва является универсальным средством против всех пороков без исключения... 
  Не случайно св. отцы всегда отдавали приоритет при своем выборе исполнения заповедей, по возможности, именно молитве...
  Они настоятельно рекомендовали отложить исполнение любой другой заповеди, если она мешает молиться...
  Они понимали, что если хромой перестал хромать, то ему костыли уже не только не нужны, но и мешают, ибо они уже сослужили ему свою службу и их и можно, и нужно отложить в чулан...
  Вам может это показаться странным, но нередко другие заповеди могут действительно даже и мешать молитве (например, чтение или размышление, и пр.), особенно новоначальному христианину...
  А если христианин находится в состоянии умной молитвы (не говоря уж о молитве сердечной), то св. отцы решительно советуют оставить даже и всякое молитвословие (и правила, и каноны, и пр.)... 
  Ну а в чем же заключается безрассудство упомянутого выше употребления христианами разных предметов?...
  В том же самом, в чем заключается и безрассудное исполнение заповедей Христовых...
  В отсутствии молитвенного состояния...
  Как Вы думаете, в чем состоит вся человеческая жизнь?...
  В тех или иных действиях...
  В чем состоят любые действия человека?...
  В употреблении (использовании) тех или иных предметов...
  Например, человек употребляет заповеди человеческие - мораль и нравственность или заповеди Христовы, или воздух, еду и питье, или свои тело, душу, ум и пр., и пр. внешние и внутренние предметы... 
  Итак, вся человеческая жизнь - суть употребление тех или иных предметов, во время которого человек неизбежно получает как минимум естественное удовольствие...
  Отсюда становится ясным, что жизнь рассудительная (правильная) - суть жизнь с молитвою (жизнь в соединении с Христом), а не с удовольствием...
  Если всю жизнь человека рассудительного (христианина) уподобить жемчужному ожерелью, то жемчужины будут образами употребляемых предметов (например, заповедей Христовых), а нить, на которую нанизаны жемчужины - суть молитва...
  Не будет молитвы - не будет и ожерелья...
  Но и без жемчужин ожерелья тоже не будет...
  Исполнение (употребление) всех заповедей Христовых должно быть пронизано молитвою (как и вся жизнь человека, во время которой он непрестанно что-нибудь употребляет, использует)...
  Только при помощи молитвы человек может и должен уже здесь, в этой своей земной жизни соединяться с Богом во Христе - спасаться, чтобы уподобляться Ему (обоживаться) уже непосредственно от Него и, опять-таки обоживаясь от Самого Христа, снова совершенствоваться в молитве - спасаться...
  И так всю земную жизнь - до смертного (12-го) часа...
  Только при помощи молитвы человек может исполнить замысел Божий о себе - соединиться как на земле во Христе с Пресвятой Троицей и всею разумной тварью (спастись), так и войти в Церковь Торжествующую по исходу своей души из тела - обрести свои бесконечные блаженство и обоживание (Спастись)...
  В заключение отметим об отличии (особенностях) еще двух заповедей Христовых от всех остальных...
  Рассудительность предполагает и обязывает благоразумное (своевременное, уместное и умеренное) - последовательное исполнение всех заповедей Иисусовых... 
  Только покаяние является первой по очередности исполнения среди всех заповедей Иисусовых...
  Но покаяние (неотъемлемой частью которого является молитва) исполняется и в течение всей земной жизни христианина (наряду со всеми остальными заповедями Иисусовыми)...
  Мера же, время и место исполнения всех заповедей Христовых (кроме Спасения) определяются всеми внешними и внутренними (например, наследственностью) обстоятельствами (подаваемыми каждому человеку индивидуально, Господом)...
  Только Спасение (в смысле "восхищения" - достижения, обретения бесконечного блаженства в Царстве Небесном) является последней (конечной, завершающей, финальной) по очередности исполнения среди всех заповедей Христовых...
  Только Спасение (в этом контексте) исполняется человеком уже по завершении (по окончании) его земного жизненного пути как качественный результат/итог этого пути... 
  Безрассудные или гордые (своевольные, сластолюбивые, злолюбивые) попытки человека нарушить эту последовательность обязательно приводят к трагическому результату - к его вечной погибели в геенне..."
 
 
   Замечательным материалом на данную тему являются cоответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры и Серафимов...


 

 


 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
      
 
     
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (17 Окт 12)
Просмотров: 1299

Поиск