"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 22 ответа на вопрос 116.

 

  "Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий. Когда же освободится от страстей, - стыдится возвести очи свои на небо пред Бога, видя себя крайне отдаленным от Бога (Речь здесь идёт о смиренномудрии - об обострённости духовного зрения, о повышенной духовной/душевной чувствительности, о высшей степени духовной нищеты, которой достигают совершенные христиане - от авт.).
  
Когда человек отречется от своей воли, тогда добродетели вступают в священный союз между собой, тогда приходит ум в устроение, непоколеблемое возмущениями.
  Постараемся всеусильно стяжать слезы и преуспеть мало-помалу в подвиге плача, чтобы посредством его совлечься деяний ветхого человека. При этом будем остерегаться всего, приносящего вред душе. Тогда придет к нам от Бога любовь Его, отнимет от нас образ перстного человека и поставит в сердце наше свой светлый образ. Тогда, очищенные от всякого порока, мы сделаемся достойными Господа.

  Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не боимся поступать нечестиво и грешить пред очами Бога, Который зрит сокровенное.
  Не те нищие духом, которые отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, которые оставили всякое зло (нищие злом/духом зла - от авт.) и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге.
  Если вы увидите в ближнем какой-либо соблазн даже собственными глазами или услышите о нем, не верьте. Храните мысль от дурных мнений о ближнем, зная, что их приносят демоны, чтобы отвлечь ум от зрения своих согрешений и от устремления к Богу.
  Когда душа исходит из тела, страсти, которые она усвоила себе во время земной жизни, служат причиной ее порабощения демонам; добродетели, если она приобрела их, служат защитой от демонов.
  Оставивший попечение о своих грехах и принявший на себя попечение об исправлении других, чужд молитвы, возносимой из всего сердца, чужд утешения, доставляемого Божественным разумом.
  Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды за труды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния.
  Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе.
(Авва Исаия)"




  "Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах.
  Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви, правда, и враг в церкви сильнее нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его.
  Молитесь Матери Божией. Она будет ходатайствовать за вас и в этой жизни, а по смерти поможет пройти мытарства и достигнуть Царствия Небесного.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"






  "В храме все должны умолкнуть, утихнуть и стоять с напряженной душой и слухом: здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки Ангелов. Если мы так себя расположим, то сама благодать Духа укажет нам путь, и мы придем к самому Царскому престолу и получим все блага по человеколюбию и благодати Господа нашего Иисуса Христа.
  Мы потому боимся смерти,что живем в нерадении и не имеем чистой совести.
  Нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным.
  Беден (в том числе и духовно - от авт.) не тот, у кого ничего нет, а тот, кто хочет того, чего не имеет.
  Бог для того уготовал и самую геенну, чтобы страх мучений и тяжесть наказания направляли нас к Царству.
  Покаяние имеет великую силу, оно может человека, сильно погрузившегося в грехи, освободить от бремени грехов и поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла... Врачевство покаяния состоит в осознании своих грехов и исповедании их. Если ты будешь исповедовать грехи, как должно, то душа смирится, ибо совесть, терзая её, делает душу смиренною.
  Духовные песни обладают великой пользой, назиданием и освящением и служат руководством ко всякой добродетели, потому что слова их очищают душу и Дух Святой скоро нисходит на человека, поющего эти песни.
  Помни же, что без целомудрия нельзя увидеть Господа, хотя не всегда это возможно и при целомудрии, потому что может препятствовать что-нибудь другое.
  Ничто нам не доставляет такой пользы, как всегдашнее памятование о благодеяниях Божиих, как общих, так и частных.
  Хотя мы должны все относить к Богу, однако и сами должны быть деятельны, брать на себя труды и подвиги.
  
Молитва за врагов больше молитвы за друзей, и последняя не приносит нам столько пользы, сколько первая.
 
 Станем благодарить за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим. Таким образом мы истребим зависть, утвердим любовь и сделаем ее более искренней.
  Подумай, как много ты виновен, и не только не отказывай в прощении обидевшим тебя, но сам спеши к ним, чтобы и у тебя было основание получить прощение.
  Мы потому забываем о благодеяниях Божиих, что и благополучием пользуемся неумеренно и, называя себя грешниками, говорим это неискренне.
(Свт. Иоанн Златоуст)"






  "Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последним, что он воспримет и унесет в вечность — как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!
  Слово “поздно” — очень страшное слово. Мы его употребляем легко, и это вполне естественно, потому что в нашей жизни большей частью то, что не сделано сейчас, удается сделать немного спустя; но в конечном итоге это слово грозно стоит перед нами. Есть у Достоевского размышления об аде, где он определяет ад словом “поздно”. Жизнь прошла, время, когда ты мог отозваться сердцем, охватить и осознать умом, волю напрячь для того, чтобы сделать доброе дело — это время прошло. Время делания прошло, и теперь ты находишься перед лицом вечности, в которую уже невозможно внести то, чего ты не внес путем всей своей земной жизни. Стало поздно. Это очень страшное слово.
(Митр. Антоний Сурожский)"






  "Победа над собой – самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни.
  В жизни всё очень просто будет и легко, если ты решишь всё делать для Бога, ради Бога и во славу Божию. Всё в жизни и в душе сразу станет на своё место.
  Чтобы ум был светел, надо ежедневно читать Святое Евангелие и видеть жизнь и оценивать ее в свете Евангельских истин.
(Архим. Иоанн Крестьянкин)"






  "Люди сегодня так страдают, потому что они избегают труда. Комфорт — вот что приносит людям болезни и страдания. В нашу эпоху удобства отупили людей. А мягкотелость, изнеженность принесли и множество болезней. Как раньше люди мучились, обмолачивая пшеницу! Какой же это был труд! Но ведь и хлебушек — какой же он был тогда сладкий! Лишения очень помогают людям. Испытывая в чем-то недостаток, чего-то лишаясь, люди становятся способны познать цену того, чего у них не стало.
  У человека не может быть горькой печали, потому что если он свою печаль принесёт ко Христу, то она станет сладким нектаром. Если у кого-то есть печаль, то это значит, что человек со своими горестями не идёт ко Христу.
  Властвование жены над мужем есть оскорбление Бога.
  Если бы мы все время творили Иисусову молитву – плотские помыслы не могли бы причинить нам зла.
  Кто терпит несправедливость - самые любимые Божии чада. Ведь терпя несправедливость, эти люди носят в своем сердце потерпевшего несправедливость Христа.
  Скорбит ваша душа о человеке - не словами его исправляйте, а молитесь за него, плачьте о нем, подавайте поминовения в церковь. И думайте об этом человеке только хорошо: добрые помыслы - великая сила.
  Человеку для того, чтобы понять, преуспевает ли он в отношении духовном, должно прежде всего испытывать себя, радуется ли он, отдавая, а не принимая. И потом, если он правильно трудится в духовном отношении, то, делая какое-то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему.
  Если человек не начнёт работать над самим собой, то диавол найдёт ему другую работу — заниматься другими.
(Прп. Паисий Святогорец)"






"Сетование (скорбь/плач - от авт.) о грехах имеет услаждающую скорбь, горечь его, приправляемая благой и полезной надеждой, оказывается подобной меду.
(Прп. Нил Синайский)"






  "Всё, что с тобой случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего.
  Всякий христианин должен посредством покаяния, милостыни и всякой другой добродетели изо всех сил стремиться принять действие благодати Святого Духа, силою Которого и начнет он жить истинно по Христу. Ибо нет другого способа и средства к тому, чтобы христианин жил во Христе, кроме принятия свыше благодати Христовой.

(Прп. Симеон Новый Богослов)"





  "Как в воздухе после ясной погоды непременно жди или дождя, или бури – то же бывает и в сердце человека: после утешения – скорби и наоборот.
  Старайся быть не без дела. Потому что безделие – мать всякого порока, и в том числе уныния и отчаяния.
  Предпочтения пред другими не ищи и не желай чести или похвалы, потому что это вредит душевному спасению.
  Неприятности (оскорбления, клевету, осуждение - от авт.) надо переносить спокойно и выговаривать (отвечать взаимностью или оправдываться - от ат.) не надо, а отделывайся молчанием да учись терпеть – это пригодится на всю жизнь.
  Кто тебя бранит , за того Богу молись, и считай за своего благодетеля, и никак не мсти. Конечно, побуждает его к сему враг, врага и надо ненавидеть, а его любить и молиться за него Богу. Тут-то и учись смирению.
  Любовь пристрастная от любви чистой различие имеет. Первая – со страстным чувством в сердце, с движением крови, с непристойными мыслями, а вторая – тиха и мирна.
  Терпеть полезнее для души, чем услаждаться. За наслаждение ничего не получишь, а за терпение награду получишь от Господа. Тем не завидуй, кто живет спокойно. Скорби терпеть гораздо лучше, нежели жить спокойно. Жизнь земная пройдет как сон, а потому ради вечного блаженства потерпи, ибо страсти нынешнего века недостойны той славы, которая откроется в будущем веке. Все терпели, и Сам Господь что за нас претерпел, то неужели мы за себя не потерпим.
  Нельзя сразу измениться к лучшему, а потому и смущаться на свое духовное несовершенство не следует. По пословице: "В мутной воде рыбу ловят" — и враг нападает на неразумных смущением, чтобы легче уловлять их в свою волю.
  Надо иметь страх Божий и помнить, что не утаится от Бога ни един помысл, и надо понуждать себя чаще творить молитву Иисусову.
  Попускает Господь немощь и леность к смирению нашему, да чтоб не хвалились, а в чувстве покаяния всегда пребывали, а это самое надежное состояние – постоянное сокрушение сердца.
  Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.
  Никто до самой смерти не должен отчаиваться своего спасения, а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз ни пришлось впасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием.
(Прп. Иосиф Оптинский)"






"Благодеяния записывай на меди (медь - благодарность и памятование и добре - от авт.), а обиды – на воде (вода - прощение и забвение зла - от авт.).
(Прп. Исидор Пелусиот)"






"А осуждение — великое зло, осуждающие восхищают суд Божий; и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили.
(Схиигум. Иоанн (Алексеев))"






  "Как воду жизни, пей поругание от всякого человека, желающего напоить тебя этим лекарством - тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и Свет Божий не оскудеет в сердце твоем.
  Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.
  Нет ничего равного милости Божией, нет ничего больше её. Поэтому отчаявшийся сам себя губит.
  Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.
(Прп. Иоанн Лествичник)"






  "Если подвижник будет возноситься, есть у него смиритель тяжкий и сильный, который может низвести до ада. Если же будет смиряться, то будет вознесен блистательно и величественно, потому что Бог возвышает смиренного собственной силой.
  Не оставим никакого времени грехам, не уступим места врагу в сердцах своих, если через непрестанное памятование будем вселять в себя Бога.
  Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.
  Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда мало любят, и нет ничего малого, когда любят много.
(Свт. Василий Великий)"






"Как нет ничего выше любви, так, напротив, нет ничего хуже ярости и гнева. Лучше пренебречь полезным и необходимым, чтобы избежать гнева. Так же как лучше принимать и переносить все неприятное, чтобы сохранить спокойствие любви и мира, потому что нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"






  "Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам.
  Где падение, — хоть в помыслах, — там предварила гордость. Эту-то гидру с семью головами (с другими семью распространёнными, нередко главными/доминирующими пороками: чревоугодие, блуд, сребролюбие, тщеславие, гнев, печаль и уныние - от авт.) побеждай с помощью Божией.
  Знай же, отчего бывает сильнее брань и побеждение (пленение той или иной страстью - от авт.): от мнения о себе, от осуждения ближних, от излишней пищи и покоя телесного, а ещё от сокровения (сокрытия/утаивания - от авт.) помыслов от отца духовного.
(Прп. Макарий Оптинский)"






  "Упражняйся в трудах и рукоделии - чтобы доставить нищему кусок хлеба, а себя предохранить от праздности (лености/нерадения/телесного покоя - от авт.). Праздность есть падение и смерть для души (т. к. не позволяет исполнять спасительные заповеди Христовы - от авт.).
  Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми.
  Не те нищие духом, которые отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, которые оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге.
(Авва Исаия)"






"Высшее наслаждение – ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми, за веру в Бога терпеть всякое оскорбление и позор.
(Прп. Макарий Великий)"






"Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека — простите его, а то будет два нехороших человека.
(Блж. Августин, еп. Иппонийский)"






"Евангельское чтение есть единственный источник всех истинных христианских, богоугодных добродетелей.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






  "Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее.
  Тщеславие и гордость хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы так же любит.
  Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.
(Прп. Амвросий Оптинский)"






"Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.
(Прп. Никон Оптинский)"






  "Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, – и был к нему глас: «Антоний! Ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии».
Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию.
  Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: «Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню». Кожевник отвечал: «Не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать».
  Услышав это, блаженный Антоний отвечал: «Поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими».
  Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на небо без посредства смирения низвергается в бездну самомнения и погибели. (Отечник свт. Игнатия (Брянчанинова))"
  "При наступлении каждого дня держи себя так, как бы этот день был последним в твоей жизни, и сохранишь себя от грехов.
(Прп. Антоний Великий)"






  "Надобно всеми мерами стараться, чтобы охранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум от непристойных колебаний.
  Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца - диавол старается привести человека в отчаяние.
  Радость моя! Возложи упование на Бога и проси Его помощи, да умей прощать ближних своих — и тебе дастся все, о чем попросишь!
  Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.
  Суди себя сам - и Господь не осудит.
  Радость моя! Всякая добродетель, Христа ради делаемая, даёт блага Духа Святого, но более всего их даёт молитва.
  
Страсти не утишаются, доколе нас окружают предметы, возбуждающие страсти. 
  
Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие.
(Прп. Серафим Саровский)"





"Если прекратить хоть ненадолго частое чтение Божественных писаний, то увлекается человек в страсти.
(Прп. Исаак Сирин)"






  "Слово Бога всё равно, что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога — дело; и твое слово должно быть делом; потому, давши слово, непременно его исполни; потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною, а не ложью, не притворством, не лестью. Так и во всей жизни.
  Надо омываться от грязи, а молитва есть омовение от духовной грязи, т. е. от грехов, особенно – слёзная.
  От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, - и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь: терпи, благодари; за вольные сласти в юности - невольные болезни в старости.
  Враг не дремлет: днем и ночью, во сне и наяву влечет нас к греху и питает в нашей душе всякие страсти душеубийственные. Бодрствуй, человек, распинай страсти плотские, особенно чревоугодие и все плотские грехи.
  Люди часто говорят: «Начался пост, жди искушений». Начинаются ссоры с близкими и т. д. Да, бывает. Это довольно закономерно. В начале, в середине или в конце поста случаются какие-нибудь искушения. Только что их ждать? Ну, придут и придут. А может и не придут. Обычные искушения – это замена подвига, который должен усиливаться постом. Если ты принимаешь на себя подвиг поста, то и идешь этим путем, а если нет – тебе даются искушения.
Дело всё в том, что когда человек предает себя воле Божией, он это и воспринимает как естественный элемент поста. Он готов. Но тут есть такой момент. Враг старается застать человека врасплох. Поэтому не нужно особенно расслабляться и быть беспечным и... ждать от других мира и смирения.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






  "Не критикуйте и не судите окружающих; смотрите на людей как на ангелов, 
оправдывайте их ошибки и слабости, а себя самого осуждайте как последнего грешника. Из всего, что необходимо в духовной жизни, это — главное.
  Чтобы труд на ниве Православия дал плоды, нужно избирать узкую, почти непроходимую тропу, с молитвой, слезами и потом прокладывать себе путь. Когда слишком много свободы, денег, выбора и замыслов — всё легко пустить по ветру. Так нам ли не благодарить Господа за все тяготы и испытания — лишь в этом наша надежда!
(Иеромон. Серафим (Роуз))"






  "Как мы должны молиться, чтобы наша молитва была угодна Богу: во-первых, с верою (исцеление бесноватого), во-вторых, со смирением (как мытарь), в-третьих, с постоянством и терпением (как хананеянка; притча о неправедном судии и бедной вдовице).
  
 Среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога; если Бог за тебя, то кто против тебя?
  Непосильных подвигов брать на себя не должно, но если на что решился, то должен исполнить во что бы то ни стало. В противном случае раз не исполнишь, другой, третий, а там будешь думать, зачем ты и делал-то это, т. к. это совершенно напрасно.
(Св. прав. Алексий Мечёв)"





  "Пребывай в молитве: Господь любит постоянного молитвенника и являет ему щедроты Свои.
  Не всякий, возмужав, почитает свою мать,- так редкие чтут и благодать, хотя она питала многих. Не всякий помнит о болезнях рождающей и трудах воспитателей. Так же не многие из нас благодарны за дары благодати.
   Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой — Бог не примет тебя.
(Прп. Ефрем Сирин)"






"Если язык не укорачивать, то с каждым днём он будет всё длиннее; если порочные мысли (страсти - от авт.) не отсекать, то с каждым днём они будут всё злее.
(Мон. Симеон, Афон)"






"Таков путь друзей Божиих – в тесноте и скорбях иждивать дни маловременной сей жизни, чтобы унаследовать блаженную вечность со всеми святыми.
(Прп. Анатолий Оптинский)"






"Бог милостиво приемлет и венчает как дело, так и доброе намерение и усилие.
(Свт. Тихон Задонский)"






"И между делами совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знаний.
(Свт. Василий Великий)"






  "Воздавай почтение ближнему, как образу Божию — почтение в душе твоей, невидимое для других (не показное ради славы, или выгоды, или человекоугодия/лести и пр. - от авт.), но явное лишь для совести твоей.
 
 По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам, при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"Сколько бы вы ни падали – не отчаивайтесь и не теряйте совсем веры. Сохраните хоть “одну точку”, которая видит и сознает, и сокрушается иногда о Вашем состоянии – и вы не утонете в море житейском. Господь не допустит до этого, а в критическую минуту подаст вам руку, как утопающему апостолу Петру.
(Игум. Никон (Воробьёв))"






"Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с Креста молитву и за тех, которые вознесли Его на Крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.
(Свт. Филарет Московский)"






"Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им к спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия.
(Свт. Григорий Палама)"






  "Чрез самоосуждение душа смиряется, и уже нет в ней никаких помыслов, но чистым умом предстоит она Богу. Вот мудрость духовная.
  Кого любишь, о том хочется мыслить, о том хочется говорить, с тем хочется быть. А Господа любит душа как Отца и Создателя, и предстоит Ему в страхе и любви: в страхе, потому что Господь; в любви, потому что знает душа Его, как Отца; Он зело милостив и благодать Его сладка паче всего.
  Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна.
(Прп. Силуан Афонский)"






"Как солнце обнаруживает слабость глаз, так и Бог пришествием Своим обнаруживает немощь души. Для одних Он – Свет, а для других Огонь, смотря по тому, какое вещество и какого достоинства встречает в каждом. Будем же следовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земному.
(Свт. Григорий Богослов)"





"Основанием блаженной жизни служит умерщвление страстей, вожделеннее и славнее которого ничто быть не может.
(Прп. Исидор Пелусиот)"






  "Поста не чуждайтесь. Он — вещь прелюбезная. Только помалу… Обычно так, чтоб после еды все в душе оставалось по-прежнему, т.е. и та же теплота сердца, и та же светлость мысли. Это - мерка.
  
 Прощающий - есть человек иного, лучшего мира. Утвердивший навык не смущаться обидами, приобретает покой, а покой переродится в мир, превосходящий всякий разум.
  Мерою себе поставьте, что когда вы стоите в полном недовольстве собой, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начните вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте теребить себя.
  
Утешения ищете?! Всякое утешение у Господа, чего ради и именуется Он Богом всякой утехи. Когда душа, хоть немножко вкусит Господа, по благодати Его, тогда все скорбности отпадают и память об них исчезает.
  Находясь в теле сем, душа получает облегчение от страстей своих и некоторое утешение: человек ест, пьет, спит, беседует, ходите с любезными друзьями своими. Когда же выйдет из тела, душа его остается одна со страстями своими и потому всегда мучится ими; исполненная ими, она опаляется их мятежом и терзается ими. Как страждущий горячкою страдает от внутреннего огня так и страстная душа всегда мучиться будет, несчастная, своим злым навыком, имея всегда горькое воспоминание и томительное действие от страстей, которые беспрестанно жгут и опаляют ее. Когда же это так, то поистине нам предстоит тягчайший конец, если не будем внимательны к себе. Потому я и говорю вам всегда: старайтесь возделывать добрые в себе расположения, чтобы найти их там; ибо что человек имеет здесь, то исходит с ним отсюда и то же будет иметь и там. To же самое приложу и я к беседе моей. Позаботимся, пока живы, очистить себя от всякой скверны страстей и на место их насадить всякие добродетели. Конечно, это требует труда, и тpуда немалого. Как же и быть иначе? Без труда ничего не сделаешь. Кто запустил свое поле и дал ему зарасти всякою дурною травою, а потом решается очистить его, тот, конечно, исторгая терния и колючие негодные травы, ранит и порезывает себе руки. Но считает ли он это чем-либо? Ничем. Он и не замечает почти труда сего в ожидании; что он, наконец, будет иметь плодоносное поле или сад с цветами и плодовыми деревьями, которые будут доставлять ему всякое удовольствие. Так и душу, заросшую тернием страстей, нельзя очистить без болезненных трудов и борений. Но зато когда, очистив ее от них, насадим добрые семена; она расцветает всякими добродетелями и всякого рода красотами духовным. 
  Не задумывайте вы поднимать войну против всего полчища страстей, а вооружайтесь всякий раз против той страсти, которая воюет на вас. 
Воюет гордость, боритесь с гордостью; воюет гнев, боритесь с гневом; одолевает зависть, боритесь с завистью. Какой враг пред лицом, того и борите, на того и устремляйте все свои воинские силы и все внимание. То вражеская уловка, что он отвлекает силы наши в другую сторону, а не на то, где опасность. 

(Свт. Феофан Затворник)"





  "Всякому христианину нужно всегда помнить, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, надо дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, а для такого соединения с Господом, после Причащения Тела и Крови Его, самое лучшее и надежное средство есть умная молитва Иисусова.
  Та есть истинная от всего сердца любовь, которая любит кого-либо не для себя, то есть не для своей какой-либо выгоды или прибыли, но ради самой любви; ради любимого она не ищет своего. Иногда любят кого-либо потому только, что получают от него благодеяния, и если бы не получали, то и не любили бы. Иногда кто-либо делает вид, что любит господина своего и исполняет волю его, но сие только потому, что боится, чтобы тот, рассердившись, не наказал его чем-либо. Истинная же любовь не ищет своего и не боится ничего: она одно только то имеет, что любит любимого.
(Свт. Димитрий Московский)"






"Насколько человек благодарит Бога и подвизается из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает упокоить его.
(Прп. Пётр Дамаскин)"






  "Наша разумная и мыслящая душа, созданная по образу Божию, забывши Бога, стала скотской, бесчувственной и почти безумной от наслаждения вещественными делами, потому что обычно навык преобразует природу и изменяет её действия сообразно свободному решению воли.
  
О терпении Господь говорит так: "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19). Он не сказал: "Спасайте вашим постом, вашим бодрствованием". Терпением же я называю то состояние, которое сообразно с волей Божией и есть царица добродетелей, основание доблестных подвигов, мир в войнах, тишина в буре и непоколебимая твердыня для обладающих им.
(Прп. Григорий Синаит)"





"Каждый день грешить и каждый день каяться – значит топтаться на месте, вместо того чтобы идти вперед. До тех пор пока покаяние не пересилит и грех не уменьшится, дни наши будут наполнены строительством и разрушением одной и той же башни. Должно потрудиться, чтобы однажды сохранилось хоть что-нибудь неразрушенное со вчерашнего дня. Этот день будет первым днем твоей жизни.
(Свт. Николай Сербский)"






"Вера во Христа – не только пренебрежение к удовольствиям жизни (мученичество - от авт), но и (неотделимое от мученичества - от авт.) благодушное терпение всякого искушения, печалей, скорбей и неприятных случайностей, пока Бог не благоволит призреть на нас.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Душа приходит в кружение: когда приведет себе на мысль вечное - избирает добродетель, когда же обратит взор на настоящее - предпочитает удовольствия. Здесь - прохлада для плоти, а там - её порабощение. Здесь - пьянство, а там – пост, здесь смех, пляска, блуд, а там – слёзы, молитва и девство.
(Свт. Василий Великий)"






"Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: даже и ночью учит меня внутренность моя. Это вызовет другого рода впечатлительность — скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
(Еп. Арсений (Жадановский))"

 







"Можно быть ангельски добрым с теми, кто относится к тебе с доверием, любовью. Но стоит натолкнуться на злобу, осуждение, враждебность - и доброта переходит в чувство обратное, это явно показывает на наше полное бессилие перед злом и, прежде всего, - перед злом в себе, которое поднимается в нас навстречу чужой критике. Укоры, критика, - горькое лекарство нашему тщеславию, нашему довольству собой. 
(Свящ. Александр Ельчанинов)"






  "Если дьявол не может победить кого-либо объедением или пьянством, то победит постом, как тех, о которых Евангелие говорит: Принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Не такой пост Я избрал, говорит Господь. Неудивительно, что пьяница и обжора пойдут в муку, а то удивительно и достойно жалости, что тех же мук не минует и высокоумный постник.Неудивительно, что одебелевшему плотоугоднику с толстым животом не втиснуться в тесные небесные врата, но то удивительно и достойно жалости, что иссушивший, измучивший свое тело долгим воздержанием, едва только кожу имеющий на своих костях, не втиснется, не войдет в небесные врата. Грешник не войдет, так как грешный, а праведник не войдет как высокоумствующий и считающий себя добродетельным. Потому-то Приточник и говорит: Есть путь, который кажется людям правым, но последствия его приведут на дно адово. 
  Итак, человеку необходимо внимательно опасаться того, чтобы не уклониться налево, то есть на прелести греховные, не уклониться и направо, то есть на излишние крайне суровые подвиги, и не прийти к гордости. Идти же нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью. Приличный сему пример или образ приводит святой Златоуст: «Когда бремя праведных бывает слишком тяжело, то ладья погружается; когда же оно умеренно, — плывет благополучно.
(Свт. Дмитрий Ростовский)"






"Великая сила восходит из места, где молитвы истинных рабов Божиих приносятся Богу за всех нас; верую, что не посрамит их Господь. Присоедини к оным и свои две лепты, и ты обрадуешь Господа, как и вдовица Евангельская. Привяжи обремененную ладью твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, разум, венец и веселие. Аминь. 
(Прп. Варсонофий Великий и прп. Иоанн Пророк)"







  "Раскрой ум неискусных послушников, и найдешь там погрешительную мысль: желание безмолвия, крайнейшего поста, неразвлекаемой молитвы, совершенного нетщеславия, незабвенного памятования смерти, всегдашнего умиления, всесовершенного безгневия, глубокого молчания, чистоты превосходной. 
  По особенному Промыслу Божию, не имея сих добродетелей в начале, они безрассудно перескакивают чрез предлежащие им степени, будучи обольщены врагом, который побуждает их искать сих совершенств прежде времени, с тем, чтобы они, не устояв в терпении, не получили их и в свое время. 
  Напротив того, сей обольститель ублажает перед безмолвниками страннолюбие послушников, их служения, братолюбие и утешительное сопребывание в обществе, их служения больным. Намерение же льстеца сего состоит в том, чтобы и сих подобно первым сделать нетерпеливыми. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"







  "Дни мои сочтены, не сегодня, завтра меня не будет с вами, степень этого чувства не доступна никакому ученому постороннему наблюдателю и до измерения его никогда не дойдут, оно доступно только живущему, испытывающему его в себе. Но я не ощущал в жизни более радостного, спокойного и миротворного состояния духа, чем теперь в ощущении своего преддверия смерти. Я теперь как бы не ощущаю при себе тела. Ничего мне не хочется для него... Что боли для жизни? Иногда они, несмотря на всю их силу, ничто, или забываются. Женщина в каких болях рождает дитя, а забывает скорбь за радость. Так и смерть, перерождая человека в новую жизнь самим этим мукам разлуки с миром доставляет неописуемую радость...   Одно отчаяние должно быть в смерти, если нет упования на новую жизнь и знания о ней... Тяжела смерть для язычников и атеистов... Ад вечного раздражения, недовольства от неудовлетворенности влечений сердца, съедающая скорбь по земной жизни и отчаянная злоба от сознания бессилия облечься в плоть и вернуться в мир плоти... переселится человек в духовный мир, не живши на земле духовною жизнью и не испытавши ее сладости, он там и будет жить, как пловец, выброшенный на необитаемый остров, все будет ему чуждо, неизвестно и странно. Вот этого и надо страшиться в смерти...
  Мне не жаль разлуки с земною жизнью: одна суета в ней да рабство, а нет в ней счастья полного... В дальней и длинной дороге без посоха, сил и запаса пищи трудно, а молитвы живых для загробного скитальца, что как не это?.. Настанет и для вас час смертный, и вы увидите суетность и пустоту житейских благ, борьбы из-за мелочей и привычек жизни, и взгрустнете о том, что из-за рабства телесного не возрастили лучшие и возвышенные порывы души своей...
  И если бы была в вас жажда благодати Божией и если бы вы ценили этот дар, то вы искали бы ее от священника, усиленно просили бы ее, а вы считали для себя унижением принимать благословение и особенно возмущало вас лобзание руки иерейской. Случалось ли вам в пути, в знойный день, задыхаться от жажды? В таком состоянии, когда человек видит возможность освежить себя водой, готов за глоток ее не только поцеловать руку дающему, а отдать за него все? Такое отношение было бы в людях и к благодати, если бы ценили ее и ощущали ее необходимость для жизни. А благодать для души то же, что пища для тела, силы для жизни, без нее человек слаб и мертв. 
(Протоиер.  Алексий Колоколов)"







"Нелегко овладеть бесстыдным чревом, ибо оно есть бог для побеждаемых им, и невозможно быть не виновным, кто повинуется ему. И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу (бывающее) бедствие; ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то печаль, найдя себе в нас место, восстанет и будет бороть нас, и ночное бдение наше низвергает в сон, а дневную молитву в плотские помыслы ибо, как более других постящиеся, мы начинаем высокомудрствовать и уничижать меньших, а такое мнение о себе и о ближних тяжелее всякого греха.
(Прп. Марк Подвижник)"







"Чем дальше человек от исправления и добродетели, тем сильнее и утонченнее в нем стремление прикрывать себя лицемерством. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"







"Падение человека и микробы зла все могут сделать. Сети непроходимы ни для кого, кроме смиренных, а для приобретения смирения и попускает Господь попадать в самые грубые и отвратительные сети тем, кто иначе не может приобрести его. А без смирения не может быть успеха в духовной жизни, а может быть, и спасения.
(Игум. Никон (Воробьёв))"







"Есть сле­по­та и глу­хо­та те­лес­ная – труд­но пе­ре­носить их, но ду­хов­ная глу­хо­та и сле­по­та го­раз­до ужас­нее. Да из­ба­вит нас от это­го Гос­подь.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"





"Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но еще больше умножится, а когда тебе показуют ее, то, при помощи Божией и самоукорении, можешь получить исцеление.
(Прп. Макарий Оптинский)"






"Невозможно без усиленного внимания к себе (к своим помыслам - от авт.) преуспеть в добродетели.
(Прп. Агафон Египетский)"










Для перехода на страницу с окончанием 23 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:

http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_23_otveta_na_vopros_116/2-1-0-385








                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (28 Мар 16)
Просмотров: 516

Поиск