"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Пороки

Превозношение ближнего

  - огорчение Христа стремлением к идеализации ближнего...
 
 




 
  "1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
  2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
  3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
  4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
  5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
  6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
  7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
  8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
  9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
  (Мф. 15)"
  "1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
  2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
  3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
  4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
  5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
  6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
  7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
  8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;
  9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
  10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.
  11 Больший из вас да будет вам слуга:
  12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. 
  (Мф. 23)"
  "4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
  5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят.
  11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
  (Мф. 24)"
  "23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
  24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
  25 Вот, Я наперед сказал вам.
  26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
  (Мф. 24)
  






 


 
"Не требуй любви от ближнего, ибо требующий её смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.
(Авва Дорофей)"
 
 
 
"Все мы в этом мире словно товар на базаре. Одни поднимают нашу цену до небес, другие не дают и гроша. Возношение и поношение, приходящие к нам от людей, всегда производят в нашей душе раздвоение: одна половина души радуется возношению, другая печалится из-за поношения, ибо в таинственной глубине собственного сознания мы чувствуем, что ни возношением, ни поношением все о нас не сказано. Трезво смотри и на крайние возношения, и на крайние поношения – 
ибо ты не заслуживаешь ни того, ни другого, – чтобы не взлететь тебе без крыльев и не утонуть в бездне отчаяния.
(Свт.Николай Сербский (Велимирович))"
 
 
 
"Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"















  Превозношение ближнего зеркально отображает порок осуждения (любой порок - это та или иная крайность, проявление/следствие безрассудства) и является испорченной чрезмерностью (в результате грехопадения прародителей) добродетелью оправдания ближнего...
  Превозношение очень опасно, т. к. зачастую маскируется (мимикрия) под добродетель оправдания ближнего...
  В своей крайней степени превозношение ближнего называется в Библии сотворением (созданием) кумира...
  В древности многие языческие боги (кумиры) возникали именно посредством превозношения тех или иных знаменитых, а иногда и действительно добрых и отважных, но все-таки - людей (со всеми присущими им слабостями и недостатками)...
  Вредность превозношения ближнего (п. б.) трудно переоценить, поскольку она может происходить от любого из известных нам пороков, их же и увеличивая...
  Чаще всего это - разновидность заблуждения (следствие неблагоразумия или невежества), но нередко п. б. является следствием человекоугодия, коварства, сребролюбия, властолюбия, славолюбия, блуда и всех других проявлений сластолюбия, гордости, своеволия, злолюбия и рождающей их всех ненависти...
  П. б. всегда сугубо - реальное зло оно не видит, а добро (в том числе и мнимое) замечает...
  П. б. либо вовсе не видит в ближнем реального зла, либо же замечает его неадекватно мало...
  П. б. видит в ближнем либо только одно добро (в том числе и мнимое), либо же замечает его неадекватно много...
  Степень п. б. бывает разной и в той или иной мере свойственна почти всем людям...
  Можно сказать, что п. б.  является одной из разновидностей прелестного устроения человека (прелестью)... 
  Если прелестью в классическом её понимании (см. свт. Игнатия (Брянчанинова)) является невежественное заблуждение человека в отношении самого себя (напр., из-за духовной слепоты) или др. творений Божиих ,и даже Самого Бога, то п. б. является заблуждением (прелестью) в отношении к ближнему...  
  Нередко превозношение ближнего является причиной этакого духовного перевёртыша, когда его идеализация по тем или иным (как внешним, так и внутренним) причинам превращается в откровенную ненависть (напр., осуждение или клевету) по отношению к нему...
  В народе эту особенность п. б. давно заметили и отразили в довольно точной поговорке, гласящей, что от любви до ненависти - один шаг...
  Происходит это, как правило, тогда, когда идеализируемый перестает в должной степени удовлетворять те или иные (нередко незамечаемые, скрытные) порочные потребности (надежды) превозносящего в отношении превозносимого...  
  Ярким примером этому является история Иуды Искариотского...
  Сначала он восторженно относился к Иисусу как к выдающемуся человеку-мессии, обладающему чрезвычайными способностями, которые позволят Ему в дальнейшем стать земным царем нового всемирного иудейского царства...
  Естественно, что Иуда, как персона, приближенная к Иисусу, не без оснований рассчитывал занять определенную политическую нишу (обрести некий административный и экономический статус) при дворе нового императора...
  Причиной Иудиной прелести (не позволявшей увидеть в Христе Бога) было сребролюбие, о котором свидетельствуют евангелисты...
  Иисуса же Иуда рассматривал только как феноменальное средство, при помощи которого он сможет удовлетворить свои корыстолюбивые амбиции...
  Поэтому, когда Иуда понял, что Христос не стремится к земному царствованию ("Царство Мое не от мира сего"), он возненавидел Иисуса и коварно продал и предал его первосвященникам иудейским... 
  Чрезвычайная вредность п. б. подтверждается и дальнейшими действиями Иуды, приведшими его в итоге к самоубийству, как к свидетельству максимальной ненависти и к себе самому... 
  История Иуды Искариотского показывает причинно-следственную взаимосвязанность превозношения как ближнего, так и самого себя...
  Она показывает взаимосвязь превращения любви в ненависть не только к ближнему, но и к себе самому...
  До встречи с Христом Иуда превозносил только самого себя и богатство (как средство своего же собственного, дальнейшего превозношения)...
  Встретившись же с Иисусом, он перенес это превозношение и на Христа (как на соответствующее же средство)...
  Но потерпев фиаско в своих надеждах на Иисуса, он разочаровался одновременно и в самом себе (в своих уме, проницательности, хитрости, ловкости, вороватости, коммуникабельности, практичности, прозорливости, житейской опытности и пр., и пр.)... 
  Гордость Иуды (его высокое мнение о себе) была жесточайшим образом уязвлена (мнение - от слова мнить, фантазировать, представлять)...
  Ему было в крайней степени (по-человечески неправильно) стыдно за себя (он "раскаялся" по св. ев. Матфею) и перед самим собой, и перед другими людьми - свидетелями его несостоятельности как в житейском (практическом), так и в морально-нравственном планах...
  А это, в свою очередь и привело Иуду к духовной катастрофе (отчаянию) и логично последующему за ней суициду...  
  В наше время п. б. нередко выражается через почитание лжестарцев (лжестарчество) и лжедуховников (лжедуховничество), когда (со стороны превозносящих и превозносимых) любовь подменяется человекоугодием (лицеприятием), когда (со стороны превозносящих) послушание подменяется безволием и малодушием, когда (со стороны превозносимых) воля Христова и ум Христов подменяются их собственной волей (человеческой) и их собственным мнением и пр., и пр. ложь...
  Проповедничество/духовничество/учительство/старчество - великий дар Божий, служение, которое может быть эффективно осуществляемо только по благодати Божией, которая подаётся только смиренным людям и только по особому промыслу Божию (сопровождаясь и соответствующим опытом/искусностью, и способностью эту искусность передать примером и словом, соединяясь с обязательными рассудительностью и любовью):

  "15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием...
  (Иер. 3)"  
  "1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.
  2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.
  3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
  4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
  (Иер. 23)"

 
  В этом случае п. б. очень вредно, т. к. и провоцирует (соблазняет), и усиливает и превозносимых, и превозносящих ко всем перечисленным и многим др. порокам (тщеславию, властолюбию, сребролюбию, зависти, лживости, клевете, лицемерию, заблуждению и пр., и пр.)...
  С какой горечью говорил об этом Христос лжестарцам, лжеучителям и лжедуховникам - книжникам, фарисеям, законникам, первосвященникам и пр. еврейским "авторитетам"...
  Иисус призывал их к покаянию, особо обличая старейшин иудейских в славолюбии...
  Христос указывал на невозможность человека верить в Бога, если он стремится к славе от других людей (принимает славу человеческую)...
  Мало того, что п. б. соблазняет непосредственно самого превозносимого, оно провоцирует и других неустойчивых еще в вере людей, предлагая им также почитать лжестарцев...
  Т. е. п. б. является грехом не только личным, но и общественным (вовлекающим в него ближних), и церковным (привлекающих к нему членов Церкви)...
  Характерным примером вышесказанного являются сами фарисеи, которые отвергая духовные/внутренние заповеди Божии о любви ("милости") следовали внешнему/телесному/ложному преданию своих лжестарцев о хранении субботы, омовениях, "жертвах" и пр. (превознося их - лжепредание и лжестарцев, таким образом, выше Самого Бога)...
  Чем закончилось это их превозношение, всем хорошо известно: они распяли своего собственного мессию - Богочеловека Господа Иисуса Христа...
  О том, что в наши (последние) времена отсутствуют и истинные послушники, и истинные духоносные духовники/наставники/учители, писали не только св. отцы (напр., свт. Игнатий (Брянчанинов) указывал на пользу/необходимость жизни по совету, а не по приказу), но и ещё Ветхозаветные пророки: 

  "6 Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе своё. 
  (Иер. 50)"
  "1 И было ко мне слово Господне:
  2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?
  3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли.
  4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.
  5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому.
  6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их.
  7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне.
  8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, –
  9 за то, пастыри, выслушайте слово Господне.
  10 Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их.
  11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их.
  12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный.
  13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей.
  14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых.
  15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог.
  16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде.
  (Иез. 34)"

  Нередко люди выбирают себе властолюбивых духовников, подменяя послушание малодушием, комплексом неполноценности, нерешительностью, нерадением, человекоугодием и пр. пороками...
  Исполняя корыстную/дерзкую или и безрассудную волю своих лжестарцев, лжепослушники тем самым исполняют не Божию волю, а волю человеческую (а нередко и бесовскую, т. к. лжестарцы зачастую подчинены бесам славы, власти, блуда, любостяжания и пр.)...
  Мало того, беспрекословно/бездумно/механически исполняя чужую волю, человек/лжепослушник тем самым лишает самого себя самого драгоценного дара/опыта - реализации своей свободы выбора между добром и злом (своего отношения к добру и злу - либо отрицательного/отвергающего, либо положительного/согласного/принимающего)...
  Лжепослушник, таким образом, становится неким зомби, роботом, не способным ни полюбить, ни возненавидеть ни добро, ни зло, ни их причины/источники - ни дьявола, ни Христа...
  Такой не реализовавший свой жизненный/земной смысл лжепослушник уподобляется равнодушному в крайней степени человеку...
  Он как бы и не грешит, но в то же время и не совершает никаких добрых поступков...
  Он бездумно прожигает своё коротенькое, драгоценное время земной жизни, не имея никакой возможности к покаянию, к приобретению смирения, любви или какой-либо др. добродетели...
  Не покаявшись, не смирившись, не приобретя любви к Христу, к ближнему и к себе самому, не затратив никаких усилий для этого, не приобретя и малейшей способности/потребности пребывать в благодати Божией, такой пустопорожний человек по исходу своей души из тела не имеет никакой возможности устремиться во Царствие Небесное/Божие ко Господу Иисусу...
  Такой человек остаётся лишь с тем, что он выбрал в своей дольней жизни - тот порочный предмет, ту гнусную причину, по которой он выбрал своего лжестарца, к чему он так упорно (хотя, может быть и неосознанно) стремился всю свою бездарно профуканную земную командировку...
  Такое безблагодатное, Безбожное посмертное состояние души человека как раз и является геенною, где и скрежет его зубовный не умолкает, и червь его не усыпает, и огнь его не угасает (т. е. мучают собственные - вечно неудовлетворяемые потребности порочной/злой души)...
  Увы...
  Замечательно об утрате беспрекословного послушничества в наше время писал один из скромных подвижников Божиих (закончивший свой земной путь, можно сказать, совсем недавно) - игум. Никон (Воробьёв):  

  "Люди должны только облегчить послушание Евангелию, а не требовать послушания себе. К послушанию "во всём" теперь никто не способен. Покаяние всё заменит. 
  Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами. 
  Надо руководствоваться заповедями Евангелия, святых отцов и духовным рассуждением с молитвой. Ваше послушание (да и всех нынешних подвижников) заключено в послушании Господу, через послушание Его святым заповедям в каждый момент жизни. Ведь и послушание отцам в этом же заключается, через отцов мы слушаем Господа. Отцы только понятнее к каждому состоянию должны разъяснять заповеди, но нынешние руководители (разумею себя) не умеют этого делать, а лишь заменяют книгу."
 






 
  О лжестарчестве/лжеапостольстве писал ещё св. ап. Павел:
 
  "17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
  18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
  19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
  (Рим. 16)"

  Человек, рождённый из небытия в этот мир, призван в конце своего земного существования окончательно созреть/определиться в своём свободном и осознанном отношении ко злу и добру (согласном/принимающем или отвергающем/отрицающем)...
  Лжепослучничество не позволяет осуществить эту задачу/цель через преодоление искушений, о необходимости которых говорил Сам Христос...

  "2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения ...
  12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
  13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
  14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
  15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
  (Иак. 1)"
  "6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
  7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
  8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
  9 достигая наконец верою вашею спасения душ.
  13 Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

  (1 Петр. 1)"
  "12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 
   (1 Петр. 4)"


"Искушение полезно всякому человеку. Подвижники бывают искушаемы, чтоб присовокупить нечто к богатству своему; расслабленные, чтобы охранять им себя от вредного; погруженные в сон, чтобы приуготовляться им к пробуждению; далеко стоящие, чтоб приблизиться им к Богу; своители Богу, чтоб веселиться им с дерзновением. Всякий необученный (неискушённый/неискусный - от авт.) сын приемлет богатство из дома Отца своего не в пользу себе (превозносясь в самомнении - от авт.). Поэтому-то Бог сперва искушает и томит, а только потом показует и дарование.
(Прп. Исаак Сирин)" 






  Основное проявление промысла Божия как раз и заключается в том, что человек непрестанно встаёт перед выбором добра зла (своего отношения к ним), где благодать Божия не только помогает диагностировать/определять что есть добро, а что зло в данном конкретном искушении, но и позволяет произвести правильный выбор (правильное отношение)...

  "17 Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного,
  18 о котором было сказано: в Исааке наречётся тебе семя.
  19 Ибо он думал, что Бог силён и из мёртвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
  (Евр. 11)"
  "1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
  2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
  (Быт. 22)"

  Лжепослушник же, отвергая свою свободу выбора, отвергая искушения, отвергает тем самым и Самого Промыслителя, обрекая тем самым себя на неизбежные гееннские муки после исхода своей души из тела...
  Замечательно говорил обо всём этом Господь в некоторых Своих притчах, напр.:

  "24 Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя (образ добра вообще и благостей, в частности - от авт.) на поле (образы мира сего и естества человека вообще, и его духа/души, в частности - от авт.) своём;
  25 когда же люди спали (образ беспечности/рассеянности/невнимательности - от авт.), пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы (образ зла вообще и страстей, в частности - от авт.) и ушёл;
  26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы (образ искушения - от авт.).
  27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы?
  28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их (устраним/упраздним искушения - от авт.) ?
  29 Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы (лишая тем самым человека возможности выбора между злом и добром - от авт.),
  30 оставьте расти вместе то и другое (т. е. искушения необходимы в земной жизни - от авт.) до жатвы (смерти тела - от авт.); и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы (злых людей - либо свободно и осознанно впадавших в искушения, либо отказавшихся от них по злым/порочным причинам - от авт.) и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их (в геенне - от авт.), а пшеницу (людей преодолевших искушения, добрых - от авт.) уберите в житницу мою (в Царство Небесное - от авт.).
  (Мф. 13)"
  "47 Ещё подобно Царство Небесное неводу (образ искушения -от авт.), закинутому в море (широко применяемый в православии образ мира сего - от авт.) и захватившему рыб всякого рода (добрые и злые предметы - от авт.),
  48 который, когда наполнился (образ осуществления промысла/искушения - от авт.), вытащили на берег (образ внимания/трезвения/бодрствования при преодолении искушения - от авт.) и, сев (образ мужества - от авт.), хорошее (образ добра - от авт.) собрали (образ согласия с добром, принятия его - от авт.) в сосуды (образ  человеческого естества - от авт.), а худое выбросили (образ несогласия со злом, отсечения его - от авт.) вон (образ преодоления искушения, правильной реализации свободы выбора человека - от авт.).
  (Мф. 13)"

"Без искушений невозможно научиться премудрости Духа, нет возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей. Прежде искушений человек молится Богу, как чужой. Когда же входит в искушения по любви к Богу, и не поддаётся им, тогда ставится перед Богом как искренний друг; потому что, во исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим, и победил его. Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине.
(Прп. Исаак Сирин)"





 
  Заслуживает величайшего сожаления и другая разновидность п. б. - стремление к чрезмерному почитанию икон, мощей святых, их одежды, обуви, личных вещей и всех др. церковных материальных предметов (святынь), принадлежавших некогда не только им, но и Божией Матери (риза, пояс и пр.), и относящихся к Иисусу (плащаница, грааль, копие, древо Креста, терновый венец и пр.), предназначенных для стремления ко Христу, а не к ним самим...
  Человек, превозносящий Распятие (и др. творения), но не стремящийся к Распятому (Творцу), подобен безумцу, умирающему от жажды, который, держа в руках полную кружку воды, любуется ею, но не пьёт из неё... 
  И здесь тоже зачастую наблюдается такой же духовный перевёртыш, когда превозношение христианских святынь извращается в свои другие  крайности (в другие порочные свои противоположности) - в святотатство (тать - разбойник, преступник, враг) и кощунство, ненависть, нетерпимость и открытую вражду к святыням...  
  В истории Церкви есть немало характерных примеров этому...
  Самый яркий из них - это период иконоборчества, длившийся в Византийской империи в течение аж нескольких столетий и сопровождавшийся массовыми (на государственном уровне!) гонениями на истинных христиан, вплоть до многочисленных изощрённейших пыток и убийств - и православных мирян, и монашествующих (невзирая ни на их социальный, ни на церковный статусы)...
  Окончание этого трагического периода своей истории Церковь празднует как День торжества православия, отмечаемого в первое воскресенье Великого поста...
  В своей крайней степени святотатство стремится причинить вред не только Церкви, но даже и Самому Христу по Его человечеству и называется кощунством...
  Хотя Бог и не может быть "поругаем", но пытаться причинить вред или Ему, или Его замыслам человек может (по своим безрассудству и гордости)...  
  Строго говоря, любой церковный грех можно отнести к святотатству...
  А поскольку человеческое естество является образом Божиим и в этом смысле является тоже святыней (а у христиан оно ещё и освящено Таинствами), то и любой грех вообще в какой-то степени является тоже святотатством...
  Ведь грех обязательно причиняет вред человеку, усиливая его во зле и уменьшая его в добре...
  Не всякое превозношение того или иного предмета относительно других является неправильным (злым, вредным)...
  Рассудительность должна непрестанно сопровождать человека на протяжении всей его жизни - особенно в той её части, которая касается исполнения заповедей Христовых (спасения)...
  Глупо, напр., те или иные заповеди ставить выше самого Заповедавшего их...
  Неразумно выделять и исполнять только какую-нибудь одну заповедь среди всех остальных, игнорируя их нередко впадая через это в религиозный фанатизм ...
  Безрассудно обращая внимание на какую-либо из заповедей Христовых, понимать её однобоко (единосмысленно/буквально), в то время как почти любая из заповедей Иисусовых имеет как минимум несколько (а нередко и много) значений, ибо заповедь Божия "широка зело"...
  Это очень похоже на духовную спекуляцию, когда безрассудство, невежество и заблуждение нередко соединяются с лицемерием (свободой и осознанностью), становясь уже безумием...
  Безрассудные отвергают предание Церкви (заключающееся в святоотеческом наследии) и принимают "предания" лжестарцев, радикально отличающиеся от него по своему духу/смыслу/содержанию...
  Безрассудные спекулятивно выделяют из Св. Писания (по мнению/преданию своих лжедуховников/старцев), напр. слова о "печати антихриста", принимаемой неверными в "последние времена", игнорируя слова о "печати Божией", принимаемой верными христианами...
  Безрассудные отвергают толкования всех св. отцов о том, что три шестерки - суть символ/образ человеческой ненависти, проявляющийся прежде всего в любостяжании вообще и в сребролюбии, в частности...
  Откровение св. ап. Иоанна в значительной степени было ориентировано на новообращающихся в христианство иудеев, которые прекрасно знали, что во времена Соломона Царство иудейское ежегодно получало от вассальных стран по 666 талантов чистого золота (не считая пр. всевозможных богатств)...
  Иудеи тех времен (да и более поздних тоже) прекрасно понимали, что речь шла о любостяжании, а не об арифметике вообще и о цифрах, в частности...
  Но превозносящие (выше св. отцов) своих лжестарцев, превозносят и их заблуждения...
  А превознося их заблуждения, принимая их как руководство к действию, ведут и соответствующую неправильную (прелестную) жизнь...
  Безрассудные не обращают внимания (или и отвергают) один из духовных смыслов молитвы Господней ("Отче наш"), где человек просит у Бога хлеба насущного...
  Неразумные понимают под хлебом только материальную еду, в то время как под хлебом насущным cв. отцы понимали и пищу духовную, истинную, бесконечную, а не временную только - и благодать Божию (без которой человек не только не может спасаться, но и даже вообще существовать), и Сами Святые Тайны (Тело и Кровь Христовы) - Хлеб Небесный (надсущный)...
  Глупо и дерзко просить у царя гноя/грязи...
  Ещё глупее просить у Бога только хлеба вместо спасения...
  Обмирщение церкви...
  Глупо изделия рук человеческих превозносить (ценить выше Создателя)...
  Недавно в России пребывала великая христианская святыня - дары волхвов...
  Неразумные выстаивали многочасовые очереди, объясняя своё усердие тем, что  дары волхвов соприкасались с Богомладенцем и поэтому они имеют сугубую ценность...
  Что выше - человеческое (непрославленное ещё, обычное, дебелое) тело неразумного еще Богомладенца или прославленное (после Воскресения) человеческое Естество Господа Иисуса Христа (Самой Премудрости Божией), "седящего одесную" Бога Отца?... 
  Понятно, что вопрос риторический...
  В православных храмах есть св. сосуды (напр., потиры), которые часто (а нередко и ежедневно) соприкасаются (или и вмещают в себя) прославленные Тело и Кровь Господа Иисуса во время каждой Литургии (Евхаристии)...
  Что выше - дары волхвов или потиры?...
  Каждый христианин, являясь высшим творением Божиим (созданным по Его образу и подобию) только уже по одному этому неизмеримо выше и любых изделий человеческих и даже всей вселенной Божией (так считали все св. отцы)...
  Каждый православный христианин не просто прикасается к Телу и Крови Христовым во время Причастия (хотя бы и только после Крещения), но и полностью соединяется с Господом (с Его прославленным Богочеловеческим Естеством) при принятии Святых Тайн...
  Что выше - дары волхвов или христианин?...
  Вопрос риторический...
  Дары волхвов  - имеют духовный смысл...
  Обращение падшего человечества (язычников) Господу Иисусу Христу, покаяние, жизнь по заповедям Божиим...
  Сами дары волхвов - это образ благоговения перед Христом... 
  Стоят ли люди к Святым Тайнам с таким же усердием, как стояли они к тем "дарам"?... 
  Просят ли они хлеба духовного, а не тленного?...
  Опросы в тех очередях свидетельствуют, что за очень редким исключением - нет...
  Маммона...
  Обмирщение церкви...
  Безрассудство правит ныне свой бал...
  Мы не против святынь (это глупо)...
  Мы против безрассудного (и поэтому губительного) отношения к ним... 
  Мы за рассудительность, решительно отвергающую как превозношение любого предмета (кроме Бога), так и ненависть к любому предмету (кроме греха)...
  В заключение отметим, что превозношение ближнего является одной из причин, по которым в наше время так мало (по сравнению с временами древними) чудес, совершаемых святыми Божиими человеками (которые, вне всякого сомнения, будут пребывать на земле до скончания века сего)...
  Раньше слава чудотворений отдавалась Источнику чудес - Самому Чудотворцу Богу, действующему через Своих преподобных...
  Ныне же как самих совершенных/преуспевающих христиан стало намного меньше (потенциальных чудотворцев), так и людей, которые способны воспринимать чудеса во славу Божию, а не человеческую (как в свою собственную - типа мы такие хорошие удостоились зреть или воспринять чудо, так и во славу самих чудотворцев - подобно тому, как язычники превознесли св. апостолов Павла и Варнаву)...
  Т. е. в данном случае п. б. является одним из проявлений/следствий славолюбия неправильного...

  "30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
 31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.
  (Мф. 15)"
  "17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
  18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принёс им деньги,
  19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
  20 Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
  (Деян. 8)"
  "8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
  9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
  10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
  11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
  12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
  13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
  14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
  15 мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
 (Деян. 14)"
        
  Врачуется превозношение ближнего покаянием в нём и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в рассудительности и любви...
 
  
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статьи иером. Симеона (Томачинского), иер. Димитрия Шишкина, Сергея Мазаева, Ольги Рожневой с сайта Православие.Ру, и соответствующие же статьи с сайтов Православие и мир, Серафимов, Логослово и подраздел "Красивость правильная" из раздела "Добродетели"...
  Ссылки прилагаются:
  www.aosipov.ru
  http://serafimov.narod.ru/temmat/ikonop.html
  http://www.pravoslavie.ru/put/47562.htm
  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/55251.htm
  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51853.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/61714.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/67619.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/69058.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/69070.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/69058.htm
  http://www.pravmir.ru/tag/torzhestvo-pravoslaviya/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_12/topic_6023/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5063/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_39/topic_2374/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_41/topic_1886/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_47/topic_933/
  http://dyatel.3dn.ru/publ/dobrodeteli/krasota_istinnaja/6-1-0-139





 

                                                   
                                                     ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
 
 
     
Категория: Пороки | Добавил: sglouk (18 Янв 14)
Просмотров: 1140

Поиск