"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 03 ответа на вопрос 116.


  "Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию!
  Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно всё снаружи, а не внутри. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет.  
(Свт. Феофан Затворник)"





"Постарайся победить беса праздности и уныния. Это великий бес, и он с трудом уходит, если поработит душу. Никогда не оставайся праздным. Не можешь заняться одним? Начни другое. Цель — начать. Попроси помощи Божьей и попроси, как говорит преподобный Ефрем Сирин: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности не даждь мне». Праздный человек ленится, так как не трудится, и поэтому его наполняют помыслы которые путают его и лишают надежды. Нужно найти какой-нибудь путь и способ, чтобы начать. Не будь небрежным. Не теряй драгоценного времени. Священное Писание осуждает леность и желает, чтобы человек творчески трудился и приносил пользу. С леностью не стать христианином. Требуется много работать. Работай как бессмертный и живи как близкий к смерти.
(Прп. Порфирий Кавсокаливит)"

 


"Меня пугает не то, когда у человека много страстей. Гораздо страшнее другое: когда нет стремления к борьбе с грехом и желания исправиться. Люди привыкают к определенному образу жизни и привычка становится для них второй натурой. Таким исправиться сложно, они могут прожить свою жизнь рядом со святыми людьми, но так и не получить пользы. 
(Прп. Паисий Святогорец)"

 


"Нельзя думать, что кроткий человек лишен нежной чувствительности и мало восприимчив к неблагоприятным внешним впечатлениям, будучи от природы равнодушен к собственной чести. Напротив, никто так не чувствует всей гнусности зла, всей мерзости порока и горечи безвинно переносимых оскорблений, как души кроткие, сосредоточенные в самих себе. Но дело в том, что кроткие силой доброй воли своей, своим дивным терпением укрощают праведный гнев свой, успокаивают невольное раздражение и всегда остаются в пределах самообладания, никогда не выходят из себя.
(Архим. Кирилл (Павлов))"

 

 

"О, человек, секунда во времени и миллиметр в пространстве? Чем гордишься? Сказано о тебе в Священном Писании: мерзость пред Господом всякий надменный сердцем. И еще: Бог гордым противится. И, если хочешь, еще: гордость предшествует погибели. Своею гордостью ты объявил войну Всемогущему и вечному. Атом восстал против Безграничного! Секунда поднялась против Бессмертного! Разве твое поражение не очевидно даже и муравью? Неожиданно придут к тебе гибель и позор. Поэтому обратись, покайся, отрезвись, одумайся, научись. Будь человеком. Это - больше, чем быть царем. 
(Свт. Николай Сербский (Велимирович))"

 


"Как когда бывает ужален кто скорпионом, яд сего проходит по всему телу и самое сердце повреждает, такова и злоба на ближнего в сердце: яд ее уязвляет душу, и в беде она бывает от зла сего. Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту, невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев заменен в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам.
(Авва Исайя)"





"Молитва за других — особый род милостыни. Никогда не пренебрегайте возможностью совершить ее. Не смущайтесь поминать тех, кто даже случайно пришел вам на память. У Бога случайности нет. Поминайте дома, не забывайте поминать в церкви. И вы почувствуете, как уменьшится земное тяготение, станет легкой душа, потому что с вами будет милость Господа.
(Протоиер. Сергий Николаев)"

 


"Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать. Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить. Если молиться Богу, а делать перед Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души. (Свт. Николай Сербский (Велимирович))"
 


"Воспитание ребёнка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в её утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в её чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожится душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать её. В этом случае родившийся ребёнок будет ребёнком освящённым и родителям не придётся испытывать с ним затруднений – ни пока он будет маленьким, ни когда подрастёт.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 



"Любовь исключает всякое осуждение ближнего. Важно, чтобы в наших отношениях с людьми они чувствовали, что мы их не судим... Нужно непреклонно соблюдать верность истине и добру, но проявлять крайнюю терпимость по отношению к людям, которые грешат или заблуждаются.
Архим.  Сергий (Шевич))"

 



"Трудно спасти душу тому, кто не хранит молчание, кто во всякое время занимается пустыми разговорами о земном и суетном, особенно осуждает других. Недаром говорят: кто многоречив, тот и многогрешен. Какая глубокая истина в этих словах! Попробуй обычный разговор свой проанализировать, разобрать по косточкам, и ты убедишься, что чуть ли не каждое слово — грех: то жалоба, то упрек, то ропот, то спор, а то и вовсе брань или осуждение и клевета… Мудрый христианин всегда молчит, потому что знает: язык хоть и мал и мягок, но больно ранит сердце, а главное — губит душу.
(Схиигум.  Савва (Остапенко))"

 



"Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда оно будет допущено к беседе с Создателем своим по неизреченной благости Создателя к созданию. Прощение всех, всех без исключения, обид, и самых тягчайших непременное условие успеха в молитве.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





"Что для животных тел и растений - воздух, то для духовных существ, для Ангелов и человеков - Дух Святый; потому и Господь сказал: Дух, идеже хощет, дышет, и глас (дыхание) Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идёт. Потому веруй, что душа твоя дышит Духом Святым, знай своего Благодетеля, своего Живота и благоговей пред Ним ежедневно и чти Его любовью и добрыми делами. Бегай смрадного диавольского дыхания, грехов и страстей, особенно вражды, нестроения, гордости, неверия. Говори в себе чаще: душа моя дышит Духом Святым, буди убо от мене вечно слава Духу Святому купно со Отцом и Сыном.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 


"Смирение — есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму — мир, помыслам — немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение даёт уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всём, а в себе всякому своему состоянию и движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам, которые усматривал у них. Смирением полагается печать безмолвия на всё, что есть в человеке человеческого, и дух человека в этом безмолвии, предстоя Господу в молитве, внемлет Его вещаниям... До ощущения сердцем смирения не может быть чистой, духовной молитвы.
(Игум.  Арсения (Себрякова))"

 


"Спасение души - главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу.
(Свт. Феофан Затворник)"

 


"Воздаяние бывает не добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. И если смирения не возникает в человеке, то напрасны все труды и все добродетели.
(Прп. Исаак Сирин)"

 


"Ты не без немощей. Используй же их во благо, а именно, на них воспитывай смиренное чувство, свое окаянство и недостоинство. Но это, конечно, не значит: умножай немощи, дабы их обращать во благо. Речь идет о немощах, которые тобою допущены при всем твоем желании и стремлении не иметь их. (Свщмч. Арсений (Жадановский))"
 


"Не дремли, время не в наших руках. Жизнь наша висит на волоске. Понуждай себя, распрямись, покажи, что ты раб Христа, а не диавола. Разве ты не знаешь, что нерадение принесет тысячи помыслов, чтобы пленить тебя? Молись с болью и слезами, дерзай, Христос не оставит тебя. Понудь себя немного, и диавол убежит. Благодать готова тебе помочь. Она ожидает твоего собственного произволения и понуждения.
(Архим. Ефрем Святогорец)"

 


"Если не молишься, грешник, и не усильно домогаешься об исцелении своем, то и Врач не приступит, чтобы насильно уврачевать твои язвы и возвратить тебе здравие.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 


"Не предавайся, душа, кружениям парящего ума, но и не забывай своей жизни, когда приближаешься к плоти, к прикровенным и явным плотским недостаткам! Пусть в дольнем мире возмущается все жестокими житейскими бурями; пусть здесь время, как шашками, играет всем: и красотою, и доброю славою, и богатством, и могуществом, и неверным счастьем! А я, крепко держась за Христа, никогда не покину надежды, что увижу сияние воедино сочетаваемой Троицы, когда достояние Великого Бога, теперь смесившееся с плотью, а прежде образ Божий, вступит в единение с небесным.
(Свт. Григорий Богослов)"

 


  "Если не можешь принести Господу ничего другого, то принеси Ему свой жизненный крест и свои страдания. О пользе для нас страданий говорить можно очень много. А так как сейчас Таинство Исповеди, то есть проверка нашей совести – духовная лечебница и баня, смывающая скверну нашего сердца, – то нам надо чистосердечно признаться перед Господом, что мы не умеем терпеливо, по-христиански нести обиды, неприятности, несправедливости. Мы все – величайшие ропотники! Кто из нас принимает скорби с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а в обидчике видит своего друга и целителя? Прости нас, Господи, мы крайне малодушны!
  Мы непомерно сетуем, даже до расстройства здоровья, мы оскорбляемся на обидчиков, мы ожесточаемся сердцем и становимся сами нетерпеливы по отношению к людям, потому что жадно кидаемся на жизнь, на счастье, суетное, пустое, кратковременное, как сон. Ставим его выше всего, выше Церкви, Бога, любви ко Христу, и обрушивающееся несчастье застает нас врасплох, озлобляет и огрубляет нас! Мы проливаем слезы, пот и кровь – здоровье теряем, но, увы, Господи! Пот проливается с внутренним противлением, злобой, проклятьем. Слезы – от обиды, злобы, досады, невозможности отмщения. Кровь (болезнь) – без веры, и потому ничего доброго душа наша не приобретает.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин)"

 


"Хочешь наследовать жизнь вечную и говоришь: как буду презирать для нее настоящую? Ужели можно это сравнивать? Хочешь получить одежду царскую, и говоришь: как презреть рубище? Ожидаешь, что тебя введут в дом Царя, и говоришь: как презреть настоящую бедную хижину? Подлинно, мы виновны во всем, потому что не хотим сколько-нибудь возбудить себя.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 


"На зем­ле все вре­мен­но и крат­ков­ре­мен­но и ско­роп­ре­хо­дя­ще. Ско­ро все про­хо­дит, как при­ят­ное и от­рад­ное, так и прис­ко­рб­ное и бо­лез­нен­ное. Еже­ли мы изб­ра­ли для се­бя путь бла­го­чес­тия, то долж­ны пом­нить и не за­бы­вать апос­тольс­кое сло­во: вси хо­тя­щии бла­го­че­ст­но жи­ти о Хрис­те, го­ни­ми бу­дут.
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 


"Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, питья, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела; бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. Не убойся от убивающих тело, души же не могущих убити людей.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 


  "В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: «…терпением вашим спасайте души ваши». О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?
  Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей — смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей — болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления — все переносим мы этим трехчастным естеством нашим — и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой.
  В житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников, пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть над телами их и мог могущественно смягчать их страдания.
  Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая психотерапия, т. е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их.
  А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет Мужем скорбей и изведавшим болезни?
  То же скажем и о перенесении обид. Умеем ли мы, как должно и угодно Богу, переносить наносимые нам обиды и оскорбления?
  О нет, к стыду нашему, нет. Даже в нашей христианской среде видим мы, как часто бывает, что не стяжавшие добродетелей смирения и терпения отвечают на обиду обидой, на оскорбление — оскорблением. И ссора все больше и больше разгорается и доходит до драки, и даже кровопролития.
  А молчаливое, спокойное перенесение обид всего лучше защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых.
  Терпящих обиды защищает Бог. Да, следует брать пример с большинства наших современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела, сколько о совершенстве духа, в котором большая роль принадлежит упражнениям в терпении, в безропотном терпении даже тяжелых болезней, в благодушном перенесении обид и оскорблений, в обуздании злоязычия, в приобретении великой добродетели терпения.
  Будем помнить завет Апостола Петра в его первом соборном послании о подражании Господу Иисусу Христу, Который «будучи злословим… не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».
  Напомню вам также слова Апостола Павла в послании к Евреям, в котором он говорит о тех тяжелых страданиях в преследованиях, которые терпели великие праведники. Из них «…иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…
  Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими». Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово».
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"

 


 "Жалуетесь на тоску и печаль. Такое состояние бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собой. Печаль, по духовным причинам бывающую, апостол называет полезной весьма; печаль бо, яже по Бозе, - говорит он, - покаяние нераскаянно во спасение соделовает. Нераскаянно значит если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни. Этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом нашим. Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола, смерть соделовает (там же) не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается оной, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, которые, по слову апостола, не суть от Бога, но от мира сего. 
  Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, по видимому блаженствующих. Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет: идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь; премудрость же, яже свыше, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна.
  Несомненна значит неосудлива. Считающие себя умеющими и более других разумеющими склонны к осуждению. Вот аз, скудоумный, увлекающийся желанием пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указал вам причины, наводящие тяготу душевную, - не в обличение, но сердечно желая избавления вам от нестерпимой печали, которая отравляет жизнь вашу. 

  Сами вникните и рассмотрите, от чего более происходит томление духа вашего, и, призывая со смирением и верой помощь Божию, постарайтесь по силе удалить неправильные поводы и причины. Не вотще апостол сказал: терпение бо имате потребу, да волю Божию сотворше, жизнь вечную улучим. Да, немалое терпение и разумение и смирение потребно, чтобы избавиться обоюдной стремнины, где, с одной стороны, искушает тонкое миролюбие и тягота плоти, а с другой, - ревность не по разуму, доводящая до рвения; и все это лишает мира душевного, тяготит, томит, смущает. Господи! помози, заступи, спаси и помилуй! помилуй нас, яко немощны есмы! Враг же противоборющий бесчеловечен и добра ненавистник, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити; но да упразднится его кознодейство.
(Прп. Амвросий Оптинский)"






"Вся­ко­му ну­жен огнь ис­ку­ше­ний к ис­пы­та­нию и на­у­че­нию в тер­пе­нии. Не­об­хо­ди­мо смот­реть на ве­щи с точ­ки той, как Про­мысл Бо­жий пе­чет­ся о спа­се­нии на­шем: ино­му боль­ше, а ино­му мень­ше тре­бу­ет­ся слу­ча­ев к тер­пе­нию и обу­че­нию, а дру­го­му еще не приш­ло вре­мя. При на­ча­ле приз­ва­ния к жиз­ни ду­хов­ной Гос­подь по­се­ща­ет бла­го­да­тию Сво­ею и раз­лич­ны­ми уте­ше­ни­я­ми, но пос­ле от­ни­ма­ет оные и ввер­га­ет в огнь мно­го­об­раз­ных ис­ку­ше­ний и скор­бей, что­бы са­мо­лю­би­вое и сла­во­лю­би­вое на­ше уст­ро­е­ние со­вер­шен­но ис­пе­пе­ли­лось ог­нем ис­ку­ше­ния, и не име­ли бы на­деж­ды на се­бя и на свои де­ла, но на ми­лость и че­ло­ве­ко­лю­бие Бо­жие. Сми­ре­ние ве­лие бла­го! 
(Прп. Макарий Оптинский)"
 


"Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того...и всякие скорби, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Богу и таким образом, через временные скорби сделались наследниками вечной жизни.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 


"Ни при каком деле, домашнем и служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и Крест Его; потому не премените взывать к Господу перед начатием дела: Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня! Таким образом будет поддерживаться и возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа; ибо Его сила и слава во веки веков.
(Св. прав. Иоанн Кронштадский)"

 


"Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 


  "Тяжело жить с ближними, если мы пускаемся в мысленную войну с ними. Не достаточно только воздерживаться от открытой войны словами и делами. Не вступайте даже в мысленную войну с ними. От этого теряется мир в душе и любовь к ближним. Не нужно ближним противопоставляться, ни убеждать их. Это бесполезно. Можете вы и на голове стоять перед ними и ничего не достигнете. Ближних нужно только любить, ради Господа. Господь и в них (неверующих), ибо, если бы Он не был в них, разве бы они вообще и были живы?! Не придавайте такого значения внешним событиям. Больше будьте внутри, в сердце, с Господом, а их оставьте. Вы только будьте приветливы, и тихи, и ласковы со всеми, и не обращайте внимание на остальное.
  Мы находимся здесь на земле, как на какой-то епитимии. Поэтому не удивляйтесь, что с вами непрестанно случаются какие-то неприятности, несчастья и беды. Все мы постоянно грешим - поскальзываемся и падаем. Это мы, по существу, попадаем в западни демонов. Святители постоянно подчеркивают, что всегда важно вставать и продолжать путь к Богу. Хотя бы и сто раз на день пали, не заботьтесь, не останавливайте на этом внимание; и только встаньте и идите дальше вперед, не оборачивайтесь назад. Что было, было и прошло. Вот только идите вперед, и молитесь о помощи от Господа.  
(Архим. Фаддей Витовницкий)"

 


"Мы и братия наши как бы две картины. Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем он видит совершенства, а когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собою брата, находит его худым.
(Прп. Пимен Великий)"






"Никого не презирайте, братья, нет на земле человека, за которого Сын Пречистой Девы не дал Своей драгоценной Крови. Если кто-то сам презреет Кровь, которой куплен, сам будет отвечать за свою погибель, но да не будет никто из вас причиной ничьей погибели. А если вы презираете человека – презираете Кровь, пролитую Христом за его спасение.
(Свт. Николай Серский (Велимирович))"

 


"В духовном мире мысли ясны, как речь, их слышишь. Поэтому труд о душе драгоценнее всех даров в мире. Если человек не очистится и перейдет в вечность с плохими свойствами характера, он не сможет быть среди ангелов и святых. (Архим. Фаддей Витовицкий)"
 


"Не надо никогда насиловать течение событий, а смотреть внимательно, как они текут, и пользоваться тем во спасение свое.
(Свт. Феофан Затворник)"






"Умел ты ближнего твоего оскорбить, умей же с ним и примириться. Но не медли в таком важном деле и не откладывай до утра, ибо не знаешь, дождешься ли завтрашнего дня. Бог обещал нам, кающимся, милость Свою, но завтрашнего дня не обещал. Переломи же себя, сокруши живущего в твоём сердце идола гордости, и поклонись со смирением ближнему твоему, которого ты оскорбил.
Свт. Тихон Задонский)"






  "Бесы очень боятся шести добродетелей:
  - алкания
  - жажды
  - молитвы Иисусовой
  - крестного знамения, кто хорошо изображает крест на себе и лице своём
  - частого причащения Таин Христовых, кто достойно причащается
  - несомненной надежды на Бога. Нет страшнее оружия против бесов.  
(Прп. Паисий Величковский)"

 


"Пусть внутри нас будут страсти, пусть в нас будет даже не один легион, а многие легионы бесов, бросающих нас оземь и заставляющих исходить пеной, – ничего. Словцо, которое мы скажем в адрес ближнего, хуже. Легионы бесов мгновенно изгоняет Христос и бросает их с кручи в море Гадаринское. А вот слово, которое мы скажем, Он исправить не может. Слово становится птичкой и летит, куда хочет. Оно разбрасывает твой грех повсюду и открывает его всем святым и всем ангелам, и ты найдешь его там, на небесах.
(Архим. Емилиан Вафидис, Афон)"

 



"Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божиего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божиего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не предоставляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: всяк, иже не собирает со Мной, тот расточает.Так-то, ваше Боголюбие, так в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, милостыня, бдение, и пост, и другие добродетели суть только к стяжанию Духа Божиего.
(Из беседы прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. О цели христианской жизни.)"

 


"Те, которые не достигли мира с самим собою, не любят уступать другим; не спускать другим — вполне в духе современного эгоизма. Снисходительность по-христиански — это более, чем прощать; это оправдывать, истолковывать чужие недостатки и промахи в выгодную для них сторону... Быть снисходительным — это значит к вечеру забывать оскорбления, полученные в течение дня, а утром внушать себе: cегодня я буду более сдержан и не подам повода к какому-либо столкновению... Снисходительность к другим сопровождается самообвинением в недостатке доброты, уступчивости и осторожности. Быть снисходительным — это значит не только с радостной готовностью принимать извинения, но предупреждать их, идти навстречу людям, не решающимся по робости принести извинение. (Протоиер. Сергий Остроумов)"
 


"Так я желал бы, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием; ибо Господь говорит: в чем застану, в том и сужу. Горе же, если застанет нас во тьме, отягощенных попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и противу лица гнева Его кто устоит? Вот почему сказано: бдите и молитеся, да не внидите в напасть, то есть да не лишитесь Духа Божиего, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь в полноте даров Духа Святого, ибо тогда мы можем благодерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех в сретение Господа, грядущего со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати комуждо по делом его. Вот почему, повторяю еще раз, я вам желаю, чтобы вы всегда были в благодати Духа Святого, приобретали ее средствами, о которых я уже сказал вам, и рассуждали бы, которое средство дает вам более благодати Духа Святого, тем средством и занимались бы. Примерно: даст вам более благодати Божественной молитва и бдение - бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост - поститесь; более дает милостыня - милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, Христа ради делаемой, рассуждайте.
(Из беседы прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни.)"

 



"Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать и приятность вселится сама собою.
(Свт. Феофан Затворник)"

 



  "Господь, посылая на проповедь св. апостолов, повелел им ничего не иметь при себе. Одна одежда на плечах, сандалии на ногах, посох в руках - и все тут. И попечения ни о чем не иметь, вступая в труд этот словно они были всесторонне обеспечены. И действительно, апостолы были вполне обеспечены, без всякого внешнего обеспечения. Как же это устраивалось? Совершенною преданностью их в волю Божию; потому-то Господь так и устраивал, чтоб они не имели ни в чем нужд. Подвигал сердца слушавших проповедь, и те питали и покоили проповедников. Но апостолы не имели этого в виду и не ожидали ничего, а все предавали Господу. Оттого терпеливо сносили и если что встречалось неприятное.
  Одна у них была забота - проповедывать, и одна печаль, если не слушали проповеди. Отсюда чистота, независимость, и многоплодность проповедания. И ныне бы так надобно, но немощь наша требует внешнего обеспечения, без которого мы и шагу не сделаем. Это, однако же, не укор нынешним нашим апостолам. Вначале они точно опираются на это обеспечение, но потом оно исчезает из головы, и они самым трудом своим возводятся в состояние богопреданности, с которого момента, надо полагать, и начинается настоящая плодоносность проповеди. Богопреданность высшая степень нравственного совершенства, и не вдруг до него доходят, как только познают цену его. Оно само приходит после трудов над собою.
(Свт. Феофан Затворник)"






"Чтобы не осуждать, мы должны заниматься своею душою, узнавать свои душевные болезни, свою нищету. Узнавать самого себя - самое трудное и самое полезное знание. Сподобившийся увидеть себя, говорят отцы, выше сподобившегося увидеть Ангелов.
(Прп. Симеон Псково-Печерский (Желнин))"

 


"Тот внимает себе, кто не вникает в чужие дела безвременно, бесстыдно и любопытно. Внемлите себе: глаза бесчинные, похотливые и лукавые не видят своих падений, но чужие; своих грехов не замечают, а чужие погрешения ясно видят; своих дел вовсе не хотят и знать, а других обвиняют; при чужой погрешности воспламеняются ревностию, а при своей виновности охладевают; кратко сказать по слову Господа - таковы очи бревна в себе не чуят, а в других видят и сучец."
(Прп. Феодор Санаксарский)"

 


"Как избавиться от угнетения духа уныния?
- Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение, и будешь начинать всякое дело с благословением Божием, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния. Свирепейшие волны страстей утихнут. На их месте возникнут: ясность мыслей, тишина помыслов, кротость духа, нелестный мир, которые приосенят тебя и водворятся в душе твоей. Если ты сохранишь непрерывное внимание и самонаблюдение, то уподобишься мудрым девам и внидешь в чертог бессмертнного Жениха. Жених грядет в полуночи. Блюди же, да не отягчишь сердце свое унынием. Даждь славу Господеви Богу твоему, прежде даже не смеркнется. Гряди во имя Господне путем самоотвержения, если желаешь истинно спастись. Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чем когда будет унывать! В таковом врагу оскудеша оружия в конец. 
(Прп. Лев Оптинский)"

 



"Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников". Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого что пребывание в храме - отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговеинство воодушевит тебя на благоговеинство и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же Господи, начинай!
(Свт. Феофан Затворник)"






"Страх Божий есть отец внимания, а внимание — матерь внутреннего покоя. (Прп. Серафим Саровский)"





"Время летит, а вечность приближается.
(Блж. Августин)"

 


"Проявляется вера наша и любовь к Богу в том, что не сразу получая, бываем благодарны Ему.
(Свт. Василий Великий)"






  "Отвергни от себя помышления о мире сем и оставь мысли твоей печали, обыми всей душой, всем сердцем и всем помышлением твоим любовь Христову, возложи всю свою надежду на Самого Христа, Сына Божия, углуби ум твой в пресвятых язвах Его, шествуй вослед Ему с усердием, и тогда сделаешься возлюбленной невестой Его и наследницей Его чертога. Поскольку ты возлюбишь Его, постольку и Он тебя в будущей жизни возлюбит вовеки, и поскольку ныне поработаешь Ему, постольку Он там воздаст тебе.
  Как в море за волной идет волна, за бурей буря и ветер, так и в жизни – беда за бедой, огорчение за огорчением, испытание за испытанием.
  Напрасно тот трудится, кто начинает доброе дело без теплой сердечной молитвы. Никогда ты не должен начинать никакого дела прежде, нежели рассудишь о нем, соединившись с Богом молитвою. Продолжительная молитва бывает очень полезна, но только для совершенных, а не для новоначальных. В продолжительной молитве ум не привыкшего к ней человека не может долго предстоять пред Богом, но обычно, побежденный немощью непостоянства, увлекается внешним, и теплота духа у него поэтому вскоре остывает.
  Такая молитва — это уже не молитва, но одно смущение ума вследствие уклонения мыслей туда и сюда, что бывает как во время церковных соборных пений, так и во время долго читаемых келейных правил. Краткая же, но частая молитва более устойчива, ибо ум, углубившийся в Бога на короткое время, может совершать ее с большей теплотой. Незлобие и милость, прощение согрешившему брату и подаяние просящему - вот два крыла молитвы. Если хочешь чего-либо просить у Бога, то прежде сам не откажи просящему у тебя. Если ищешь прощения у Христа, то прежде сам прости брату, опечалившему тебя.
  Во всех делах, словах и мыслях ум твой пусть будет направлен к Богу. Не начертывай в уме что-либо иное, кроме Христа, пусть никакой образ не прикоснется к чистому сердцу, кроме чистого образа Христа, Бога и Спасителя нашего. Всегда взирай внутренними очами на присутствие Бога, Которого ты хочешь любить непрестанно, и потому отстань от всякого злого дела, слова и помышления, но все делай, говори и помышляй честно, смиренно с сыновней боязнью. 
  Всегда и непрестанно возводи ум и душу твою к Богу и никогда не выпускай Его из сердца и памяти твоей да всегда с Ним будешь соединен. Прилежи непрестанно к молитве, ибо это есть некрадомое сокровище: ею, как лествицею, удобно взойдешь к Богу.
  Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела, ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.
  Тысячи изреченных слов могут не принести никакой пользы, а одно злое дело, содеянное явно, соблазнит тысячи людей, и то, что ты смог создать в душах человеческих многими словами, разрушишь одним своим соблазняющим делом. Будь Ангелом по жизни — и все будут с удовольствием сладостно слушать твои слова и творить то, что ты повелеваешь, имея пред собой образ твоей жизни.
  Что значит любить кого-либо? Значит желать ему блага и делать его, когда возможно.
  Смерть подобна вору и хищнику: когда не думаешь, тогда скорее всего придет и подкрадется к тебе. Кто о муке не помятует, того мука не минует.
  Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать (духовному отцу) свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, какие были прежде сделаны; - и не только жалеть, но и заглаждать их трудами покаяния, и притом такими трудами, которые бы не только равнялись соделанным нами грехам, но и превосходили оные.
  Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от пищи и однодневным пощением покрыть многократное свое объядение и пьянство!.. Св. Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвержение от Христа, вставал от ложа своего и повергался на землю в горьком плаче, проливая многие слезы, и так делал он в продолжение всей жизни совей... Итак, никто не надейся очиститься от грехов своих великих одной только исповедью и кратковременным сердечным сокрушением без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, если, имея время исправить свою жизнь, поленишься это исполнить делом.

  После обычной молитвы перед причащением говори умом: врата и затворы сердца моего возмите, и внидет Царь славы. Войди, Свет мой, и просвети тьму мою! Войди, Жизнь моя, и воскреси мертвость мою! Войди, Врач мой, и исцели раны мои! Войди, Огонь Божественный, и попали терние грехов моих, разожги внутренности мои и сердце мое пламенем любви Твоей! Войди, Царь мой, и истреби во мне греховное царство; сядь на престоле сердца моего и царствуй во мне, Ты — один мой Царь и Господь!
  Глава из Евангелия, где говорится о Причащении, не читается так: «Сказал Господь ученикам Своим», которые были святыми и праведными, но так: Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям, которые были грешниками, подобно мне. А поскольку Ты изрек сие для грешников, то и я, грешный, усердно внимаю им и, положившись на Твое превеликое милосердие, ем Тело Твое и пью Кровь Твою. 
 
 За то: 
  1) что из небытия привел нас к бытию; 
  2) что почтил нас человеческой, а не звериной душой; 
  3) что Честной Своей Кровью искупил нас; 
  4) что даровал нам право быть наследниками царствия небесного; 
  5) что много раз прогневанный и раздраженный нами, не до конца гневается на нас; 
  6) что, несмотря на тяжкие согрешения, — не погубил нас в самом грехе нашем, но сохранил нас живыми; 
  7) что действует в грехах наших, сохраняя нас целыми и не попуская дьяволу тотчас поглотить нас; 
  8) что доселе ожидает покаяния нашего, и мы еще живы, а не мертвы; 
  9) что еще не снедают черви тел наших во гробе; 
  10) что души наши еще не в аде и
  11) что еще есть время для нашего покаяния. 
  О, как мы должны благодарить Бога за это!
  Не прельщайся чужим добром, ибо и свое скоро оставишь.
  За счастьем ездят за моря, рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем не заглядываем.
  Дух Святой подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу. Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть усердие, дружелюбие, благой образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до неба. 
  Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.
  Будучи Адамова естества, советую тебе обоего пола Адамову естеству: будь смирен, — имея Адамово естество, смирен будь, помня слово праведного осуждения, сказанное Самим Богом, яко земля еси, и в землю паки пойдеши.  

(Свт. Димитрий Ростовский)"










  Для перехода на страницу с окончанием 4 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:


   http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_4_otveta_na_vopros_116/2-1-0-362







                                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (28 Янв 16)
Просмотров: 618

Поиск