Ответ: "Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо сначала разобраться в том, что такое - собственно брак…
Браки бывают двух типов - неправославные и православные…
Неправославные браки заключаются по множеству формальных и неформальных причин…
Если мы сейчас начнём перечислять все конкретные причины, по которым заключаются неправославные браки, то нам не хватит всего интернет-пространства…
Единственное, что объединяет все эти причины – стремление супругов к удовольствию…
Во всех мыслимых и немыслимых его формах…
Естественно, что когда удовольствие "заканчивается" (то самое Евангельское вино на браке в Кане), то и брак уже теряет свой смысл, приобретая своё второе, негативное значение слова "брак"...
И - брак распадается…
В этом случае (при не православном браке) становится верным утверждение, что добрую вещь браком не назовут...
Попытаемся теперь немного разобраться, что такое брак (в добром смысле) православный…
"Каждый (православный - от авт.) дом есть домашняя церковь имени тех святых, имена которых носят живущие в нём.
(Св. прав. Алексий Мечёв)"
Православный брак - это Тайна...
Тайна неслитного и нераздельного соединения воедино двух человеческих естеств супругов (мужа и жены) во Христе и ради Христа (ради взаимного спасения)...
Тайна, являющаяся образом неслитного, нераздельного и неразлучного соединения во Христе двух естеств - естества сотворенного (человеческого) и естества Божия...
Тайна, являющаяся образом и соединения в Церкви естества всех разумных тварных существ (людей и ангелов) и естества их Творца - Святой Троицы...
Союз (со-узы, соединение в Таинстве брака/Венчания посредством жизни по заповедям Христовым) мужа и жены - образ Церкви (малая церковь), где разности собираются воедино (соборование - собор), где сложности упрощаются до максимально возможной в этой земной жизни простоты, где смерть преобразуется в жизнь, где неправда трансформируется в правду, зло - в добро, ненависть - в любовь и пр., и пр. ...
Православный брак - это великая Тайна, которая именно поэтому нередко и ускользает от понимания своей сути многими людьми вообще и православными христианами, в частности...
Православный брак - это великое вспомоществование Божие в деле спасения человека (проявление промысла Божия), и блажен тот, кто усвоит его достоинства, силы и преимущества и правильно (благоразумно) воспользуется им...
Попробуем же и мы (хотя бы немного), с помощью Христовой пролить свет уразумения того, что же на самом деле представляет из себя суть православного брака...
Понять это нам поможет, как обычно, Евангелие…
А точнее, история о браке в Кане Галилейской…
Брак православный – средство, при помощи которого образуется правильная семья (малая церковь)…
Невозможно без брака создать семью…
Жили, жили два человека, не тужили, и вдруг - двое становятся одним целым…
Чудо…
И не только двое, но и дети тоже…
Семья - семь я…
Тайна…
А потом и внуки…
Семь – Семь я…
Исстари на на Руси семь/я воспринималась как слагаемые её членов: я+мама+папа+бабушка+дедушка+сестра+брат (итого семь членов)...
От детей - до внуков...
А даст Бог - и до правнуков…
Семь – Семь – Семь – я…
Чудо из чудес…
Образ Церкви…
Ступенька для немощного человека…
Кого легче истинно полюбить?…
Незнакомую, или мать твоих детей?...
Незнакомого, или отца твоих детей?...
Незнакомого, или того, кто решил жить только с тобою и в горе, и в радости до самой смерти?...
Незнакомого, или того, кто никогда не предаст и не продаст тебя?...
Незнакомого, или того, кто всегда рядом, кто всегда поможет, кто всегда и поймёт, и простит?...
Ступенька…
Семья – средство…
Средство для чего?...
Для стяжания истинной, христианской любви…
Когда встают на ступеньку, то поднимаются выше…
Что ниже?...
Любовь человеческая…
То самое вино человеческое, о котором говорила Божия Матерь...
Это вино должно закончиться…
Закончиться в семье (в браке)…
А что выше?...
То самое доброе Вино Христово, любовь христианская – истинная любовь…
В православной семье должна закончиться любовь человеческая и образоваться любовь Христова…
Семья – та самая вода в водоносах (членах семьи), которую повелел налить (бракосочетание) Христос, и которая потом по Его желанию (через Венчание) превратилась в Его вино…
Для того и необходима православная семья, чтобы, живя по заповедям Христовым, легче было восходить по лестнице Христовой любви…
Упражняясь в истинной любви друг к другу, членам семьи одновременно легче упражняться и в истинной любви как ко Христу – Подателю семьи, так и к другим людям (ближним)…
Единство в семье является образом не только Церкви, но и церкви (храма)…
Муж – образ и Христа, и настоятеля храма, жена – образ ктитора (старосты) храма, дети – и клирики, и церковная община…
Как Христос - Глава Церкви, так муж – глава семьи, глава жены…
Как Христос был "послушлив даже до смерти" Отцу Небесному, являя Собою всем христианам пример для подражания, так и муж должен быть послушлив Христу, являя собою жене и детям пример для подражания…
Жена должна быть послушлива мужу как Христу, так же являя и мужу, и детям пример для подражания…
Дети должны быть послушливы сначала отцу как Христу, а потом и матери, как и она послушлива мужу как Христу, так же являя отцу и матери пример для подражания…
Причем, исстари на Руси муж никогда не мог требовать от жены или детей ничего такого, чего бы он сам не умел или не мог делать (ни телесного, ни душевного, ни духовного) и чему бы он не мог их научить...
Ибо учитель/руководитель не может быть ниже своего ученика...
Красота…
"Брат от брата помогаем, яко град тверд"…
И так, ревностно живя в послушании Христу (т. е. по Его заповедям), члены семьи переходит от любви человеческой к любви Христовой, истинной…
Вино человеческое у супругов заканчивается и превращается посредством брака в вино Христово…
Уже не удовольствие является главным предметом в семье, а бескорыстная (жертвенная) любовь истинная, всегдашняя радость, бесконечное блаженство её членов, бесконечная радость и Самого Господа Иисуса Христа…
Ну а теперь можно перейти и к сути Венчания…
Венчание – одно из главных Церковных Таинств…
Как на браке в Кане присутствовал Христос, точно так же (только невидимо) Он присутствует и на Венчании…
Как в Кане Он претворил воду в вино, точно так же и в Венчании (только невидимо) Иисус преподает через священника особую Божественную энергию – благодать, помогающую претворять любовь человеческую в любовь истинную, Христову…
В супругов таинственно вливается как бы капелька этого нового вина – истинной любви, которая, как та самая закваска из притчи Христовой должна заквасить и всё тесто (всё естество и супругов, и их потомства)…
Отсюда становится понятным, что нельзя венчаться людям, для которых смыслом жизни не является исполнение Христовых заповедей…
Ибо "проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением", а тем более, небрежно участвующий в Таинстве Церкви…
Таким людям Венчание только повредит, т. к. приступая к Нему с порочными намерениями, они в них же и возрастут (проклянут себя) многократно…
Венчание (как и любое Таинство Церкви) и необходимо, и полезно только людям истинно православным - тем христианам, целью и смыслом жизни которых является исполнение заповедей Христовых (первая/фундаментальная из которых - покаяние)…
Венчание полезно только тем людям, которые понимают, что семья – это "талант", поданный Христом для их упражнений в тщательном исполнениии заповедей Иисусовых (для их возрастания в истинной любви)…
Венчание будет во благо только тем людям, которые отчетливо понимают, что Венчание – это Великое Церковное Таинство, во время которого они таинственным образом воспринимают благодать Святого Духа, помогающую им в браке стяжать истинную любовь Христову…
А то ведь довольно широко среди людей (даже и воцерковлённых) распространено безрассудное мнение о том, что мол, надо венчаться всем подряд крещёным людям - мол, они придут в храм, начнут участвовать в Таинстве, и их, что называется - "торкнет"...
Они, мол, прозреют, у них, мол, откроются духовные очи, они, мол, покаются и сразу же начнут новую, христианскую, церковную жизнь...
Или, например, многие думают, что "кашу маслом не испортишь", что такое хорошее дело, как Таинство, ну никак не повредит...
К великому нашему сожалению, такие заблуждения нередко можно встретить и среди священнослужителей, иногда даже и заставляющих венчаться людей, хотя и крещёных, но неверующих во Христа Спасителя...
Многие же люди венчаются либо по моде, либо по обычаю, либо ради развлечения или и в рекламных целях (как звезды шоу-бизнеса и политики) и т. д. ...
Такое неправильное отношение людей к Таинству Венчания - глубочайшее и вреднейшее заблуждение...
Ведь что посеешь - только то и пожнёшь, только больше...
Сеешь небрежность (порочность) - и пожнёшь её же, но стократно...
Св. ап. Павел писал, что недостойно (небрежно) причащающиеся, едят и пьют себе немощи, болезни и смерть,что они становятся виновны в Крови Христовой...
Иуда причастился на Тайной Вечере и вошёл в него сатана...
А ведь, казалось бы, что может быть полезнее Причастия - вкушения Тела и Крови Христовых, этого Хлеба жизни, о Котором Сам Господь говорил, что только тот, кто ест Его Тело и пьёт Его Кровь, спасён будет...
Нельзя шутить с Таинствами...
Шутя с Таинствами, человек шутит с Источником Таинственности, с Самою Тайною - Богом...
Венчание предупреждает и о трудностях в браке, и о будущем блаженстве...
Венцы, которые вознесены над главами супругов имеют сугубый смысл…
Когда Понтий Пилат предал Христа на биение, глумление, издевательства и пытки, воины сплели терновый венец и, надев его на Святую главу Христа, били Его по лицу и по голове палкой/тростью (это подтверждают и исследования т. н. "Туринской плащаницы")…
Если посмотреть на каноническое распятие, то можно увидеть вверху его лик Христов с надписью "Царь славы"…
Так же и венцы предупреждают венчаемых о "терниях" брака, о трудностях и скорбях, которые неизбежно ожидают молодую семью, которые с помощью благодати, поданной в Таинстве Венчания необходимо будет им пережить…
И если семья мужественно и терпеливо пройдет через тернии брака, то её ожидает и венец славы Царства Небесного – бесконечные блаженство и обожение…
Венчаться же правильнее всего по окончании какого-нибудь длительного Поста…
Если это невозможно, то после и малого, например - Успенского…
Если и это невозможно, то и в любое другое время, не запрещённое Церковью…
Супругам полезно перед Венчанием принять участие во Всенощном Богослужении, исповедаться, а утром пойти на Божественную Литургию и причаститься Тела и Крови Христовых…
Где лучше венчаться?...
Где душа просит, в любом храме…
Как часто можно венчаться?...
Только один раз, как и Господь наш Иисус Христос был увенчан терном только один раз…
А что делать, если венчаны второй раз или больше?...
Нам оставлено покаяние…
Господь милостив…
Можно ещё и добавить, что Само Венчание как Таинство, отсутствовало в Церкви аж до самого конца первого тысячелетия и появилось только в десятом веке...
Почти всё первое тысячелетие христианский брак заключался совместным Причастием супругов и благословением епископа...
Эта традиция была изменена в связи с общим ослаблением литургической жизни христиан к десятому веку (с редким их участием в Евхаристии) которое и вынудило Церковь ввести Таинство Венчания в современном Его чинопоследовании (в котором сохраняется из древней традиции и предваряющий Литургический возглас священника: "Благословенно Царство...", и совместное испитие вина Венчающимися из чаши, и пр.)...
В заключение нам хотелось бы привести здесь некоторую статистическую справку (на первый взгляд, может быть и незначительную) - на Руси (а потом и в дореволюционной России) было принято отдавать девушек замуж в возрасте 15 лет...
Средний же возраст мужа/жениха был на 4-5 лет старше невесты/жены...
В среднем нижний предел по возрасту мужа/жениха был 3 года, а верхний 7 лет по отношению к возрасту жены/невесты...
В этом была мудрость: старшинство мужа по возрасту естественным образом способствовало авторитету мужа (почтительности к нему) со стороны жены - её послушанию (ибо трудно подчиняться младшему)...
А небольшая разница в возрасте сближала супругов общностью интересов/менталитета и не соблазняла к блуду сильно молодого..."
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи архиеп. Кассиана, протоиер. Максима Козлова, Германа Шиманского, Андрея Анисина, иер. Ильи Провады, дьякона Анастасия (Бендо), иер. Александра Лебедева, диак. Павла Сержантова, Натальи Давыдовой с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Фома, Серафимов и Логослово...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !